ПУБЛИКАЦИИ >> ИСТОРИЯ, ЛЮДИ, СОБЫТИЯ

М.Задорнов. История и латынь

М Задорнов История и латынь Прежде всего, я хочу выразить глубочайшую благодарность Александру Гордону, который своим желанием посрамить нашу историю пробудил к ней нешуточный интерес. Я понимаю, что он хотел поёрничать над нашим славянским прошлым, которое вдруг начало просачиваться из-под земли, как живая вода. А получилось, наоборот! Хотя в этой передаче никто толком ничего не доказал, её до сих пор смотрят в You Tube. Родители пишут мне благодарность типа: «Наш сын, спасибо Вам, начал интересоваться историей!» Волшебная передача! В ней словно спряталась какая-то тайна. Никто ведь не знает, что записывалась она три с половиной часа, а в эфир вышла всего… одна треть! Всё самое доказательное было вырезано. И, честно говоря, к лучшему.

Во-первых, сама собой образовалась интрига: вроде как Задорнов что-то знает, а что именно, непонятно. Во-вторых, и я считаю, Саша Гордон в этом прав – у знаний, о которых мне тогда хотелось поведать, есть обратная опасная сторона. Они в очередной раз могут быть перевраны и взяты на вооружение людьми неподготовленными. А таких, к сожалению, пока большинство.

Прошло время, многие искренне начали искать путь к правде. Поняли, что демократия и бизнес – это лжерелигии. Может, для этого и должен был рухнуть Советский Союз, чтобы кривда вылезла на всеобщее обозрение. И я думаю, что кое-какие тайны уже можно приоткрыть.

Итак, тайна первая (впрочем, для многих это уже и не тайна). История России, которую изучают в школах и в институтах, сварганена немцем-академиком еще при Екатерине II. Императрица была немкой. Онемеченный двор ей потакал и чтил всё немецкое. Народ, наоборот, – в честь немцев, наводнивших обе российских столицы, назвал тараканов пруссаками! Мол, лезут из всех щелей. Редко прорывались в верха российской науки такие достойные русские люди, как Михаил Ломоносов или Екатерина Дашкова. Но и они не могли ничего поделать супротив великой императрицы.

Первые учебники истории России составил академии Байер (лучше бы он ещё тогда начал изобретать аспирин), не зная России и русских людей, Байер, Шлёцер и Миллер просто перевели на русский… немецкие учебники истории, по которым учились в Германии! Тараканий двор одобрил, «восхвалил сии труды». Так было положено начало официальной исторической кривды.

Ломоносов не выдержал и на одном из заседаний Учёного совета дал в нюх кому-то из этой прусской тройки. Молодца, Михайло Василич! Наш пацан! Обидчик побоялся ответить ему там же по-мужски. Нелигитимно! Подал в суд. Иск, который он написал, лучше всего доказывает, как он знал русский: обвинил Ломоносова в том, что тот сломал ему нос! Жалко, что не добавил: «Михайло дал в хайло». Вот, пожалуй, это и была единственная небольшая победа славянской правды в деле онемечивания русской истории. Великий русский историк Карамзин, низкий ему поклон за «Историю государства российского», уже был вынужден подчиниться общепринятой точке зрения. Романовы к тому времени все были немцами. Кто не верит, посмотрите их генеалогическое дерево.

Помимо немецких учебников Байер, Шлёцер, Миллер ещё ссылались на летопись Нестора. Но они взяли из неё лишь те отрывки, которые не противоречили их стратегическому плану. Такие летописи, как Ипатьевская, Новгородская и другие объявили неканоническими. То есть примерно так телевизионные продюсеры поступили с записью передачи «Гордонкихот»: вырезали суть, которая не умещалась в формат-канон. Ещё надо учесть, что Нестор был монахом Киево-Печерской лавры. К языческому прошлому относился, как сегодня демократы к советскому времени. Между москалями и хохлами уже тогда начались споры из-за вечной проблемы – кто древнее и кто кому должен платить дань? Вот и результат! Мы, русские, учимся по отредактированной немцами летописи украинца! Нормально? Всё равно, что сегодня нашу историю американцы закажут написать грузинам, а Фурсенко внедрит её в школах.

Теперь прибавьте к сказанному следующее… В России каждая новая власть всегда вырезала из истории то, что ей неугодно. Сколько же было сделано за века таких «абортов»? Мы, славяне, особые мазохисты – с особым удовольствием издеваемся и перечёркиваем всё былое. Памятники сносим, улицы переименовываем, богов топим в реках… У греков – они ведь тоже православные – по музеям все их языческие боги себя замечательно до сих пор чувствуют. И туристов радуют! Хотя особой нравственностью не отличались. И детей жрали, и в соитие вступали с кем попало и где попало, а некоторые даже детородные органы у своих предков откусывали… А славянские боги на их фоне, как советские мультяшные герои на фоне американских комиксов.

Со времени Второй мировой и века ещё не прошло. Участники войны ещё живы, а в мире большинство уже не знает, что американцы с англичанами вступили в войну лишь на последнем этапе, испугавшись, что советская Красная армия сама разберётся с Германией и, освободив всю Европу, сделает её коммунистической. Но самое из этого поганое, что даже наши славяне и те поверили в очерняющие советских военноначальников передачи и статьи. Что же мы удивляемся, что наша история переврана, если мы о ней не заботимся сами? За шестьдесят с небольшим лет её перекроили западные портные-пиарщики. А теперь подумайте, что с нашей былью натворили в мире за несколько тысяч лет. Да-да… Именно за несколько тысяч! Ещё тот же Михайло Васильевич Ломоносов утверждал, что история славян минимум на две тысячи лет старше, чем утверждают немцы.

Ну хорошо. Ломоносова, Татищева, Шишкова и даже Державина легко обвинить в славянофильстве и этим их труды по истории перечеркнуть. Но… вряд ли можно в излишней любви к русским обвинить античных летописцев.

Хорошо известны имена историков – Тацита, Плиния, Страбона, Полибия, отца истории Геродота… Почему-то никто не обращает внимания, что даже они в своих хрониках упоминали о наших предках.

Мне часто задают вопрос: «Почему о славянах нет сведений в древних рукописях, если они действительно древний народ?» Неправда, есть и немало! Только одни не хотят внимательно эти труды прочитать, другие вообще ничего читать не хотят. Верят телегордонам и шоусванидзам!

Я не могу приводить все отрывки хроник каждого их этих древних записывателей истории. Кто захочет, сам найдёт и прочитает то, что его интересует. Я лишь попробую обобщить то, что меня самого приятно удивило. Да, слова «славяне» в те древнейшие времена не было. Но это не значит, что не было самого народа. Если же суммировать сведения древнейших летописцев Рима и Греции, то можно сделать следующий вывод:

Задолго до образования Греции и тем более Рима к северу жили разные народы, которые назывались по-разному. Но все они понимали друг друга без переводчиков, поклонялись очень похожим богам… Были светловолосыми, голубоглазыми. Жили в деревянных домах по берегам рек, на лесных опушках, занимались рыболовством, земледелием, собирательством ягод… Ну и кто они? Афроамериканцы? Римляне? О римлянах в то время в Европе ещё даже не догадывались. Да, эти народы в истории назывались по-разному: кельты, венеды, фракийцы, иллирийцы, даки, сваны, свены, ваны, готы… Один из летописцев написал, что, по его мнению, это всё – один народ, разделившийся на разные племена. А называют они все себя по-разному по имени своих родоначальников и вождей.

В других летописях авторы высказывают удивление тем, что все эти народы не объединены единой властью. У них нет одного правителя. Нет армии, дворцов…По-сегодняшнему, Кремля, Министерства обороны, администрации президента… Конечно, греко-римские правители будут такие народы считать дикарями. Даже армии нет! Более того – не признают рабства! Отстой. Геев и то нет! Варвары! И зачем нашим предкам нужна была армия, если они не собирались никого завоёвывать и порабощать?

Теперь вглядимся в современные учебники.

В Индию в древности пришли люди с севера, принесли свою культуру, создали письменный язык санскрит. Написали на нём святые книги Веды задолго до Библии!

До этого с севера переселился непонятный народ на территорию сегодняшнего Ирана. Там сразу произошёл культурный взрыв, и была написана святая книга Авеста.

В Междуречье северяне нагрянули ещё раньше, образовали Шумерское царство, в котором люди умели считать, писать, знали, что планеты кружатся вокруг Солнца, причём на одной из шумерских дощечек даже обозначена орбита Плутона – планеты, которую откроют гораздо позже. Кстати, и мифы шумерские были написаны в то добиблейское время и вошли в Ветхий Завет.

Грецию с севера сначала наводнили пеласги, позже дорийские племена. Спарта долго в веках хранила традиции этого северного народа.

На территорию сегодняшней Италии свалились рыжеволосые голубоглазые этруски. И тоже откуда-то с севера. Мне особенно нравится, что всегда эти северные народы приходили откуда-то, словно где-то там на севере у них было какое-то неведомое потайное гнездо.

Север Африки и тот ещё до завоевания финикийцами был заселён белокожими русоволосыми пришельцами-земледельцами из Европы.

Это что ж получается? С севера то и дело выплёскивались волны переселенцев на юг, а народа на севере никакого не было?

Слово «Арктика» древнегреческое. «Πολική άρκτος» на греческом – «полярный медведь». У меня вопрос: «Откуда древние греки знали о полярных медведях?» Земля по их сведениям вообще была плоской без всяких полюсов. Заканчивалась непроходимыми болотами где-то сразу за скифскими владениями. А на античных греческих вазах можно увидеть северных оленей! Точь-в-точь, таких же, каких разводят сегодняшние ненцы на Ямале.

А куда деть раскопки в Триполье (Украина)? Города по двадцать тысяч человек примерно пять тысяч лет до нашей эры?

А Костёнки? (Близ Воронежа) Сорок четыре тысячи лет до нашей эры, по оценкам американских учёных-археологов! То есть Костёнки древнее египетских пирамид на сорок тысяч лет!

А дольмены в Сибири? Аркаим на Урале – город, построенный со знанием движения всех светил по небу. Я бы сказал образно: «Город, отражающий небесный свод!

Как объяснить петроглифы на валунах Онежского озера? Эти рисунки сделаны ещё до ледника! В них ведические знания природы.

Перечислять то, что не умещается в официальную историю, я могу долго. Да, сегодня наука признаёт, что какие-то народы жили на пространстве от Индии до Европы в те доисторические времена. И даже название придумали – индоевропейская общность. Нормально? Общность! Сборище бомжей. А то, что все великие цивилизации на юге образовывались после прихода людей с севера, на это никто не обращает внимания, как и на то, что вся эта общность говорила на одном языке!

Правда, в любом этимологическим словаре есть ссылки на индоевропейский язык. Это учёные специально придумали такой термин, чтобы вычеркнуть из истории славян и праславян. Мне нравится название языка – индоевропейский! Вроде как от Индии до Европы на этом языке говорили, а народа между ними не было. Язык перелетел из Индии в Англию воздушно-капельным путём.

Есть даже термин – протоиндоевропейский язык. То есть что угодно придумают, лишь бы наших предков отовсюду повыбрасывать.

И только в некоторых европейских этимологических словарях, изданных ещё в догитлеровские годы, можно найти слово «арийский». Однако, понятно, после Второй мировой войны это слово было приравнено практически к нецензурщине.

Кстати, у нас на севере свастики вышивали на рушниках ещё в царские времена и считали их природоведическим символом. В российской армии на солдатских рукавах одно время вышивались свастики.

Сегодня латыши и литовцы – их языки особенно схожи с санскритом – гордо утверждают, что их предки пришли из Индии. Я им на это отвечаю одно: «Вы себя в зеркало видели? Ну конечно, вы же вылитые индусы!» Это как надо было ненавидеть русских, чтобы считать себя потомками индусов?

На севере сегодняшней России несколько рек, названия которых образованы от корней «-инд-» и «-ганг-». Что, индусы переселились из Индии в тундру и так назвали реки в память о своей прародине? Вы представляете себе, чтобы с юга какой-нибудь народ переселился на наш север? Торгаши – цветы продавать, это понятно. Но потом быстрее к себе домой погреться. А чтобы всем племенем? Навряд ли! Не могут рехнуться в одном племени все разом. Это всё равно, что сегодня банкиры из Швейцарии вдруг решат уехать жить на Енисей, в Якутию.

Учёные-археологи ссылаются на раскопки. Мол, культуры разные были у этих общностей от Индии до Европы. И что? Разве это доказательство? Вон, у нас в Юрмале, три известных человека построили дома рядом: у Лаймы очень современный стиль – настоящая калифорнийская вилла, у меня – деревянная изба, а у бизнесмена-банкира – смесь византийского дворца с питерским Эрмитажем. Через тысячу лет археологи наши участки раскопают и долго будут гадать, к какому народу каждого из нас отнести? Эта разгадка им окажется не по силам. Лайма – латышка, я – русский, а банкир – украинец. Но ведь все мы – славяне! И вокруг нас все соседи тоже славяне. Вот так и в древней Европе всё запуталось. И на всём материке – от Индии до Атлантики. А запуталось, потому что этому пранароду боятся дать название. Скажем, назвать теми же ариями. Ведь слово «арий» означает землепашец. «Орать» – «пахать». Другое дело, что потом произошло разделение. Те арии-землепашцы, которые остались на севере, расплодились и превратились во множество праславянских народов. Другие ушли на юг и стали скотоводами, от них произошли скифы и ещё несколько кочевых народов. А третьи – наиболее активные – «сквозанули» совсем на юг: кого-то завоевали, начали править и осели, образовав великие цивилизации.

Изучать, изучать и еще раз изучать! Ну, поглядите на все европейские народы! На севере Франции, Испании, Италии, Греции, Ирана и даже на севере Африки население более светловолосое и чаще светлоглазое, чем на юге этих стран. Юг Италии – цыганский табор! А на севере – Флоренция, Венеция, произведения искусства, архитектура, живопись и наука.

Первыми письменными языками считаются санскрит, и, для Европы, латынь. Это мёртвые языки! На них никто не говорит. Их вообще нельзя считать языками. Даже в Риме латынь разделялась на вульгарную и литературную. На вульгарной разговаривал народ, а на литературной не говорил никто. Она была придумана для записи священных текстов.

И латынь, и санскрит произошли от живого языка наших предков-ариев. Это даёт повод сегодня некоторым нашим учёным-фантазёрам заявлять, что они произошли от русского. Так говорить нельзя. Русского языка в то время не было. Слова «славяне» тоже не было, хотя праславянских народов расплодилось немало. Поэтому я и говорю «праславяне». Поскольку единого названия нашим предкам учёные так и не придумали. Ну что делать, если арии любили плодиться? А чем ещё заниматься на материке долгими тысячелетиями? Посмотрите внимательнее на карту! Большая часть людей в Европе говорит на славянских языках! Но об этом тоже никто не задумывается. Славян и до сих пор в Европе больше других. Согласно сегодняшней истории славяне с окраин Рима пришли в Карпаты, а потом расплодились на Восток аж до самого Тихого океана. Что-то мне с трудом в это верится… Не надо путать нас с китайцами! Мы и сейчас даже за деньги, обещанные в награду премьером, не очень любим этим делом заниматься.

В британской энциклопедии без всяких экивоков написано, что латынь заимствовала в большинстве своём слова кельтского происхождения. Геродот – отец истории, пятый век до нашей эры – славян считал скифским народом. Учёные признают, что скифы – родные братья славян – арии! Принято считать, что латынь – основа европейских языков. Я бы сделал поправку: не основа, а повлияла на европейские языки. А сама образовалась из языков праславянских народов. Помимо кельтов всю Европу ещё населяли и венеды. Они делились на западных, восточных, северных и южных. Геродот и другие летописцы не раз упоминали, что Венецию основали венедцы, Балтийское море называлось Венедским, янтарь – венедским камнем. До сих пор река, впадающая в Балтийское море, называется Вентой, на её берегах стоит город Вентспилс. Один из главных храмов венедов назывался Венеборг. Ныне на его месте красивейший город Европы – Вена. Остатки венедов смешались с пришедшими уграми, образовались венгры. А эстонцы и финны русских до сих пор называют… вены!

Наконец, в БСЭ статья «Венеды» (славяне). Населяли Европу уже в 3 тысячелетии до нашей эры! До Рима ещё более 2 000 лет!

Неужели всех этих сведений недостаточно для того, чтобы хотя бы проявить интерес к своей истории? Неужели надо работать только за гранты и степени в рамках формата-канона?

Разницу между кельтами и германцами впервые описал Юлий Цезарь. При этом кельтов назвал галлами, чем окончательно всё запутал. А до него германские и кельтские племена римляне не различали. Конечно, немцам впоследствии было очень обидно, что они произошли от славян. Гитлер в тридцатые годы организовал в Германии археологические раскопки, чтобы найти древние германские поселения. А нашёл… славянские! Может, потому так и разозлился на славян, что закомплексовал. Ещё раз уточню, что слово «славяне» достаточно позднее. Появилось оно, когда силу набрали германские народы. Означало тех, кто продолжал славить своих богов. А тех, кто к богам и родному языку онемел, назвали немцами.

Самое невероятное, что сегодня немецкие учёные-историки, в отличие от наших, не стесняются писать статьи о том, что до германских народов на территории сегодняшней Германии, жили славяне: бодричи и лютичи. Последние так назывались, поскольку люто сражались за свои исконные земли. Но были побеждены германскими народами, ушли на восток, где и создали государство – Лютва!

Почему же наши историки не обращают на эти научные труды внимания?

Я понимаю, учёные люди скажут, что многое в моих рассуждениях логично, но научных доказательств маловато. Поэтому одно доказательство, с которым не смогут поспорить даже учёные-переучёные я припас напоследок. В Америке есть научно-исследовательский институт, занимающийся изучением меток на хромосомных наборах. Если в истории происходит какая-то мутация, и, скажем, один народ перерождается в другой, на хромосомках остаются метки. Я не специалист, объясняю, как сам понял: образами, а не научными терминами. Время таких меток засекается достаточно точно. Так вот! Готовы? Вдохнули воздуха в грудь? На севере Греции найдены останки человека, им четыре тысячи лет до нашей эры! Изучили метки, и оказалось… Готовы точно? Шестьдесят процентов населения России, Украины и Белоруссии – потомки тех людей, которые жили тогда на севере Балканского полуострова! Гораздо меньше этот процент у германских народов. Ещё меньше в Англии и во Франции. Хромосомные метки евреев и те на две тысячи лет моложе! Я никого не хочу обидеть. Конечно, евреи могут поднять шум, мол, не сходится с Библией. С Ветхим Заветом. Но учёные, которые занимаются этими исследованиями, между прочим, тоже евреи. Но при этом они настоящие учёные. А настоящий учёный интернационален.

Конечно, всё это не значит, что мы потомки балканцев. Ведь ещё не догадались изучить хромосомные метки наших северных предков, с Кольского полуострова, с Таймыра или хотя бы просто с Валдая, Урала и Байкала. Никому в голову не придёт сегодня, что там жили люди ещё в доледниковые времена. Думаю, что впереди нас ждёт много сенсаций, и скоро традиционная точка зрения на расселение народов лопнет, как передутый первомайский шарик. И дай Бог!

Надо мной иногда смеются, мол: «Понятно, Россия – родина слонов!» А что? Да, Родина! Слоны, между прочим, мутировали из мамонтов. А где мамонты жили? По всей территории сегодняшней России. Во время ледника они доходили аж до Воронежа. Так что извините, Россия действительно – родина слонов. Это потом на юге наши мамонты обмельчали и стали служить торгашам. Превратились в рабов и скукожились до слонов. А мамонт рабом быть не может!

Вот почему так интересны языки наших предков-праславян. Потому что это – праязык древний языков, а не латынь и не санскрит! Когда известный санскритолог приехал погостить на север России, он был очень удивлён, что русские говорят на какой-то более древней форме санскрита. Например, слово «когда» на санскрите произносится [када]. «Только у вас, у русских, почему-то появилась лишняя буква “г”!» – почти возмутился санскритолог. Однако дело в том, что она не у нас появилась, а, наоборот, в санскрите выпала. Ведь «когда» от словосочетания «какого года». «Никогда» – «никакого года», «тогда» – «того года»… Санскритские «када», «тада» уже не раскрываются. Значит, это – слова вторичные.

И, Бог с ним, что в то древнее время ещё не было русского языка. Да и славян ещё не было. Но наш русский язык сохранил природные корни праязыка. Я бы даже сказал: природную дрожь. Ведь звук – это вибрация. Словом можно человека напугать, можно привлечь внимание, предостеречь и даже влюбить в себя. Именно через русский язык, а также белорусский, украинский, латышский, литовский и другие сегодняшние славянские языки можно восстановить праязык человечества. А латынь? Что о ней говорить? Поздний диалект кельтского и других праславянских языков. Эсперанто завоевателей того времени. Язык, в который стеклись слова завоёванных римлянами народов. Так что не русский язык – сточная канава других языков, а латынь! Это потом уже под влиянием латыни на основе славянских языков развились красивейшие рациональные языки нашего времени: немецкий, английский и французский.

К сожалению, Александр Гордон прав в том, что это знание может послужить основой для образования какой-то шовинистической молодёжной организации. Мол, мы великие, мы древние! А я считаю, что если мы и великие, то только в собственной лености. Так забыть о своих корнях не позволит себе ни один народ кроме нас. И ни один народ не будет так унижать своё прошлое. Так что поводов хвалиться, у нас, честно говоря, маловато. А то, что наши корни глубокие и древние, в этом отнюдь не наша заслуга.

В общем, я еще раз должен сказать спасибо Саше Гордону. Благодаря его передаче я получаю письма от очень умных российских телезрителей, в которых множество интереснейших фактов о «белых пятнах» нашей истории. Программа сделала главное – взбудоражила и оживила родовую память. А насчёт латыни… Безусловно, можно утверждать, как принято, будто старые русские слова – производные латинских. Тогда с тем же успехом, мы можем считать, что Чехов свои юмористические рассказы написал под влиянием передачи «Аншлаг». Если А старше Б, а Б и В одногодки, то А очевидно старше. Латынь, согласно Британской Энциклопедии, состоит большей частью из кельтских слов, кельты по Геродоту отпочковались от скифов, скифы, как и славяне, арийского происхождения, венеды-славяне, заселяли, как и кельты, Европу задолго до Рима, а славяне до сих хранят язык праславянских арийских народов! Вывод? Праславянские языки … – предшественники латыни! Доказательства? В следующий раз. Продолжение, как всегда, следует…

Мы с писателем Сергеем Алексеевым в Костёнках

Мы с писателем Сергеем Алексеевым ("Сокровища Валькирии") в Костёнках. У меня в руках кость мамонта.

Археолог, профессор Геннадий Зданович

Археолог, профессор Геннадий Зданович знакомит с планом раскопок Аркаима. Слева от меня - моя дочь Лена.

Это ваза из Триполья

Это ваза из Триполья (на территории сегодняшней Украины), ей более 7000 лет. Ещё не было Древней Греции! Потомки трипольцев - наши славяне-поляне.

Повидал Гималаи, Титикаку, Мачу-Пикчу, Наску, Теотиуакан, Стоунхендж, Триполье, Костёнки, Аркаим

Верный спутник всех моих путешествий - мишка гималайский. Повидал Гималаи, Титикаку, Мачу-Пикчу, Наску, Теотиуакан, Стоунхендж, Триполье, Костёнки, Аркаим. И лично обследовал петроглифы Онежского озера.

ПУБЛИКАЦИИ >> ИСТОРИЯ, ЛЮДИ, СОБЫТИЯ

Памяти Патриарха Сербского Павла

Автор: Родион Часовников

Памяти Патриарха Сербского Павла Год назад, 15 ноября скончался величайший православный иерарх, человек святой жизни, архипастырь с непререкаемым авторитетом – Сербский Патриарх Павел. Несколько лет назад, Божией милостью, мне довелось общаться с ним в Белграде, в его скромной резиденции. Ранее мне приходилось встречаться со многими архипастырями и некоторыми Предстоятелями Церквей. Но беседа с Патриархом Павлом не была похожа на эти встречи.

Скорее, это была встреча с благодатным старцем. И дело не в отсутствии помпезности, свиты, протокольной предсказуемости или властности. Дело в атмосфере трепетной, какой-то неотмирной глубины, серьезности и проникновенности. Словно для него не было ничего неважного в духовном, небесном смысле, словно только этот смысл и волновал его сердце непрерывно.

Многие сербы, с которыми я виделся и в Белграде и в Москве, называли его не иначе, как «живой святой». Так звали его не только православные, но и католики, и мусульмане.

Сербский Патриарх Павел До сих пор люди вспоминают о том, как Патриарх Павел пешком приходил на богослужение в храм, как перешивал своими руками свою потрепанную одежду, чинил свои старые ботинки, выходил с народом на мост, чтобы защитить его от американской бомбы. Он выступал публично не часто, но если он говорил что-то своим тихим голосом, его слышали все.

Сегодня, в день памяти о его блаженной кончине, хочется вновь задуматься о нашем православном славянском единстве, о деятельном единении, для которого многое сделал приснопамятный святитель.

Историческая судьба Сербии и Сербской Православной Церкви неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви. Сербские подвижники жили в русских монастырях и общались с русскими святыми. Многие священники и епископы Сербии учились в российских духовных школах. Окончательному утверждению христианства у сербов, как и у нас, способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Сербская Церковь и Сербская земля не раз подвергались разграблению и насилию – то с Запада, то с Востока. Один из сербских священников, присутствовавший на нашей встрече с патриархом Павлом грустно подметил: «Мы построили дом на дороге. Запад идет на Восток или Восток на Запад – мы всегда будем виноваты…»

Но за столетия войн и тягот православные сербы явили мужество и христианский исповеднический дух, обороняя свои святыни, сохраняя веру, восставая из пепла.

Судьбы Русской и Сербской Православных Церквей в двадцатом веке во многом схожи. Во время Второй Мировой Войны Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ), где были разрушены и осквернены сотни храмов и монастырей. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей паствой. Часто православных христиан насильственно пытались обратить в католичество. Известно, что хорваты предлагали сербам перекреститься перед смертью, дабы убедиться, что убивают именно православного серба.

После войны и прихода коммунистов страдания Сербской Церкви не прекратились. Епископы и священники подвергались заключению на продолжительные сроки без суда и следствия. Сотни священников были убиты. Также, как в Советской России, Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви. Конечно, мера вмешательства была не столь тотальной, как в России, однако в Сербии было прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано более тысячи церковных зданий, отобрано большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем, в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.

1 декабря 1990 года новым Предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел. Его правление совпало с новыми испытаниями - со временем спровоцированного Западом кровавого распада Югославии, когда сербский народ вместе со своими епископами и священниками был изгнан из многих районов Хорватии, Боснии и Герцеговины. В зоне военных действий находились десять епархий Сербской Церкви. Вновь началось разрушение сербских храмов и монастырей, уничтожение православных святынь. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил. По официальным данным с июня 1999 года по настоящий день уничтожено и осквернено свыше ста храмов и монастырей.

Одновременно, во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни. За последние годы было построено значительное число новых храмов и других церковных зданий, основано несколько новых епархий. Возобновили свою работу духовные учебные заведения. Постепенно восстанавливается церковная жизнь в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием стало строительство (на народные пожертвования) в Белграде самого большого в Европе православного храма – собора Святого Саввы. К середине двухтысячных годов в СПЦ насчитывалось более 3500 приходов и 204 монастыря. По современной статистике 85% населения Сербии исповедуют Православие.

После распада Югославии Запад непрерывно осуществляет попытки расчленить Сербскую Православную Церковь на несколько национальных автокефальных церквей. Прежде всего, речь идет об отделившейся от Сербского Патриархата "Македонской церкви", самопровозглашенной в 1967 году. Ее автокефалия не признается ни одной Православной Церковью и именуется, как "македонский раскол". В 1993 году появилась самопровозглашенная "Черногорская церковь". Аналитики не исключают появление еще нескольких карликовых самозваных «Церквей» на территории бывшей Югославии. Как известно, после распада Советского Союза с такой же проблемой столкнулась и Русская Православная Церковь. На Украине двадцать лет предпринимаются агрессивные попытки создания самопровозглашенной раскольнической автокефальной "Украинской церкви". Подобные процессы происходят и в Белоруссии, и даже в Молдавии.

В Македонии, как и на Украине были случаи захвата храмов раскольниками, причем осуществлялось это силами местных государственных властей, как правило, антиславянских и прозападных.

Ныне почивший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II неоднократно высказывал готовность оказать поддержку Сербской Церкви в разрешении проблем с самопровозглашенной Македонской церковью и прикладывал усилия к преодолению раскола. Патриарх Павел, в свою очередь, 9 мая 2006 г обратился к делегатам IV Всезарубежного собора с призывом о воссоединении "всех русских православных христиан в лоне Матери-Церкви Московской и Всероссийской". Как отмечал митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, «Сербская Православная Церковь, предоставившая в 1920-х годах приют сотням тысяч русских беженцев, никогда не прерывала связей "как с гонимой и страждущей Московской патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России".

Говоря о необходимости воссоединения двух частей Русской Православной Церкви, Патриарх Сербский Павел однажды заявил, что "в этом единстве заключается подлинное будущее всего мира".

Так наши Церкви содействовали воссоединению каждой из них, следуя многовековой истории настоящего братства, христианской любви между нашими Церквями и нашими народами, любви, многократно преодолевавшей не только тяжкие испытания, но и сладкие соблазны. И судьбы наши всегда переплетались и были удивительно близки.

Знаменательно в связи с этим следующее современное нам обстоятельство.

Патриарх Павел стал предстоятелем Сербской Церкви в 1990 году, а почил - 15 ноября 2009 года. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II восшел на Патриарший Престол в 1991 году. Его дни завершились – 5 декабря 2008 года. Каждого из них с великой скорбью провожала своя страна. Так, на похоронах Патриарха Павла собралось около двухсот тысяч человек.

Их управление Церквями-сестрами пришлось на один и тот же период. Одним из первых шагов Патриарха Павла стало воссоединение американской и канадской ветвей Сербской Церкви. Одним из последних свершений Патриарха Алексия стало воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Зарубежом.

Каждый из них возвышал голос против беззаконий мира сего. Каждый из них обладал высоким нравственным авторитетом не только для своей паствы, но и для светского и инославного народа. Оба Первоиерарха восстанавливали церковную жизнь после атеистического плена, многократно увеличивая присутствие Церкви на своей канонической территории С их кончиной сменилась эпоха. Сегодня – новые вызовы внешнего мира. Сегодня у наших Церквей новые иерархи, с каждым из которых православные связывают новые надежды – на обновление, динамичное развитие, укрепление влияния Церкви, способность противостоять натиску беззаконий, эгоизма, суеты и безверия.

Говоря о сходстве, нужно упомянуть и о сегодняшних отличиях в нашей жизни. Нельзя не заметить, что в Сербии намного органичнее сохранилось православно-христианское начало народной жизни. Там, несмотря на западное и восточное влияние, на войны, преследования и десятилетия социализма, не удалось вытравить религиозность из бытовых устоев народа. Церковь осталась естественным содержанием и наполнением повседневной реальности. Религиозные праздники – это значимые события в жизни всей Сербии. Однажды я приехал в Белград в день памяти святителя Николая Чудотворца. Город был почти пуст. Оказывается, из-за почитания святителя Николая Чудотворца и святителя Николая Сербского, большинство населения – в гостях у именинников – Николаев, а на следующий день – ответные семейные визиты.

Удивила простота и аскетический образ монастырей, храмов и жизни духовенства. Утварь – лишь самая необходимая. В церковной лавке (даже в соборе святого Саввы) – минимум предметов: свечи, несколько видов икон, Евангелие, несколько брошюр. Это отвечает и всему ритму сербской жизни. Магазины закрываются рано, развлекательных заведений немного, в воскресный день – почти все закрыто, а народ прогуливается без стремления к потреблению.

Но на фоне этой скромности, а, порой, бедности - чувство ответственности и призванности, осознание того, что вокруг находятся силы, враждебные православию, осознание себя воинами христовыми. Это дает сербам мощный исповеднический заряд, готовность принимать страдания за сохранение своего первородства. Это видно из их отношения к войнам, бомбежкам, преследованиям. Конечно, общество неоднородно, и есть те, кому западный «беспроблемный» образ жизни представляется привлекательным, но таких не большинство. Большинство же по-прежнему с открытым сердцем и надеждой смотрит на Россию.

И еще одно. Столь бережного сохранения могил, памятных мест, мемориалов мне нигде больше не приходилось встречать. И Сербы с детства знают, что и почему они хранят. Будь это благодарность подвигу своих предков или русских освободителей, память о победах или поражениях. Все это трепетно сберегается и воспринимается, как дар Божий, как Его милость.

Вечная память блаженно почившему Патриарху Сербскому Павлу!

Многая лета нашим братьям – православным сербам!

ПУБЛИКАЦИИ >> ИСТОРИЯ, ЛЮДИ, СОБЫТИЯ

А.С. Хомяков как личность и мыслитель

А С Хомяков как личность и мыслительДве лекции А.И. Осипова о русском философе и мыслителе А.С. Хомякове. Одна посвящена личности Хомякова, другая о трудах Хомякова, посвященным Церкви.

Лекция А.И. Осипова "Об А.С. Хомякове"
Видео: Об А.С.Хомякове, Московская Духовная Академия 2007 г. Длительность записи 1:04:07

Аудио: "Биография А.С. Хомякова, Москва 1998 г. Длительность записи 47:37, размер 22,8 мб


Лекция А.И. Осипова "А.С.Хомяков о церкви"
Видео: Московская Духовная Академия 2007 г. Длительность записи 1:03:51

Аудио вариант: 1 курс МДА 1999-2000 г. Длительность записи 43:14, размер 18,1 мб


О Хомякове Алексее Степановиче О Хомякове Алексее Степановиче

В историю русской культуры, философии и общественной мысли навсегда вошло имя А.С. Хомякова. Он известен как русский писатель, общественный деятель, один из главных идеологов славянофилов. Поражает обширный круг его интересов, трудов и знаний: поэт и драматург, богослов и философ, историк и филолог, критик и публицист, экономист и социолог, журналист и художник, изобретатель и врачеватель. Это был человек энциклопедических знаний, кипучей энергии и высокой культуры.

Алексей Степанович Хомяков родился 1 (13) мая 1804 года в Москве, в родовитой дворянской семье тульских помещиков Степана Александровича и Марии Александровны Хомяковых. Семья жила зимой в Москве, а летом - в селе Богучарове близ Тулы, где Алексей Хомяков под руководством матери получил солидное домашнее образование и хорошее воспитание, отец привил сыну интерес к литературе, любовь к книгам и просвещению.

Позже Алексей Хомяков станет вольнослушателем Московского университета, который закончит со степенью кандидата математических наук. А в дальнейшем он постоянно совершенствовал и пополнял свои знания, чему способствовали систематический труд, пытливый ум и богатая библиотека отца, которую он значительно расширил.

Сблизившись с философско-эстетическим кружком «любомудров», А.С. Хомяков пишет стихи, занимается переводами, работает над исторической поэмой «Вадим». В 1821 г. впервые выступает в печати со своим переводом с латинского очерка Тацита «Германия».

С 1822 г. по 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге. В журнале «Полярная звезда» публикует свои стихи. Уйдя в бессрочный отпуск, живет в Париже, где с увлечением занимается живописью, пишет историческую драму «Ермак». Возвращаясь на родину, посетил Италию и земли западных славян. С началом русско-турецкой войны 1828-1829 гг. А.С. Хомяков снова в армии, в Белорусском гусарском полку, участвует в боях, был отмечен наградами за храбрость и мужество. По заключении мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

В это время он активно занимается литературной деятельностью, сотрудничает в различных московских журналах, пишет вторую историческую драму «Дмитрий Самозванец». А.С. Хомяков делается душой того круга русского общества, в котором зародилось новое направление русской общественной мысли - идеи славянского братства, славянофильство. Основные положения учения славянофилов он изложил в своей статье «О старом и новом» (1839). Славянофилы во многом способствовали изучению русской национальной культуры, защищали идею исторической общности судеб и ин­тересов русского и других славянских народов. Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России». А его исторические взгляды нашли отражение в обширном труде «Записки о всемирной истории» («Семирамида»).

В 1844 г. вышел первый и единственный при жизни сборник поэта «24 стихотворения». В 1854 г. большой успех в демократических кругах русского общества получило его стихотворение «России», распространявшееся в списках.

А.С. Хомяков по своим общественно-политическим взглядам был сторонником самодержавной власти, но выступал за либеральные реформы: созыв Земского собора, отмену крепостного права и смертной казни, организацию суда с участием присяжных заседателей, свободное выражение общественного мнения.

Последнее произведение писателя и мыслителя «К сербам. Послание из Москвы» (1860) имело большое общественно-политическое значение для всех славянских народов.

Проживая в Богучарове и занимаясь сельским хозяйством, А.С. Хомяков принимал участие в общественных делах. В 1958 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым и другими предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп. Но дожить до крестьянской реформы ему не удалось. 23 сентября 1860 г. он умер от холеры в селе Ивановском Рязанской губернии (ныне Данковский район Липецкой области), где успешно лечил крестьян, а вот себя не сберег. Его похоронили в Москве, в Даниловом монастыре, но в 30-е годы XX века останки А.С. Хомякова и его жены были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В 1904 г. в Москве, Туле и других городах России торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения А.С. Хомякова. Всеславянское чествование было устроено в Вене «Кружком любителей русского языка».

В Тульской палате древностей была устроена небольшая экспозиция, посвященная юбилею замечательного русского философа, богослова и поэта.

В советское время имя, мысли и дела А.С. Хомякова не пользовались популярностью. Изредка выходили работы о нем, но произведений известного славянофила печаталось мало.

В творческой биографии А.С. Хомякова тульскому периоду его жизни и деятельности принадлежит видное место. В первые годы советской власти в селе Богучарове, недалеко от Тулы, в доме Хомяковых находился музей, но в середине 20-х годов он был закрыт и экспонаты вывезены в Москву. В настоящее время требуется серьезная реставрация усадебного дома, восстановление парка, цветников и прудов, необходимо завершить реставрацию храма в Богучарове.

С 1994 г. по инициативе Тульского областного отделения Российского фонда культуры, Хомяковского общества и при поддержке Департамента культуры Тульской области в Туле и Богучарове проводятся Хомяковские чтения. С интересными докладами и сообщениями выступают на них литературоведы, историки, философы, священнослужители и краеведы из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Тулы и других городов России.

Мы должны свято хранить память об Алексее Степановиче Хомякове. Это был великий сын великого народа. Его духовное наследие, мысли и дела будут способствовать возрождению России.

Алексей Степанович Хомяков А.С. Хомяков как личность и мыслитель

О взглядах русского мыслителя на историю, народ своей страны

Хомякова по праву можно считать главой, "гранитной скалой" "камнем", по определению Н.А. Бердяева, славянофильства, или "корифеем национальной школы", по определению П.Я. Чаадаева. И не только по тому, что он стоит у истоков этого направления общественно-литературной мысли. Само значение его личности и творчества наиболее полно и точно раскрывается в постановке самых разных вопросов "о нашей умственной и нравственной самостоятельности (Ал. Григорьев). С Хомякова, по существу, начинается самобытная русская мысль, философское самосознание нации, основная и постоянная задача которой, с его точки зрения, заключается в поиске жизненного воплощения ее сокровенных возможностей: "Разумное развитие народа есть возведение до общечеловеческого значения того типа, который скрывается в самом корне народного бытия".

Религиозные исторические, общественные, эстетические воззрения и предпочтения Хомякова складывались на основе энциклопедических познаний едва ли не всех областей человеческой деятельности и науки. Как и многие славянофилы, он был блестяще образованным человеком, знал множество языков, мировые религии, лингвистику, писал по-французски богословские трактаты. Хомяков хорошо разбирался в экономике, разрабатывал проекты освобождения крестьян и усовершенствования сельскохозяйственного производства, изобрел дальнобойное ружье и новую паровую машину, получавшую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны. Одаренный художник, портретист и иконописец, известный поэт и драматург - таковы еще ипостаси личности Хомякова, о котором его единомышленник А.И. Кошелев писал: "Он не был специалистом ни по какой части, но все его интересовало, всем он занимался, все ему было более или менее известно и встречало искреннее сочувствие. Обширности его сведений особенно помогала, кроме необходимой живости ума, способность читать чрезвычайно быстро и сохранять в памяти навсегда им прочитанное".

Об умении Хомякова с ходу впитывать новые знания и уместно пользоваться ими в полемических целях есть много свидетельств его современников. Например, известный юрист-западник Б.Н. Чичерин вспоминал, что Хомякову, глотавшему книги "как пилюли", достаточно было одной ночи для усвоения самого глубокомысленного сочинения и точной передачи наутро его основной сути, или, как отмечала А.В. Тютчева, его юмористической стороны. Идейная страстность и дискуссионный талант заставляли неутомимого спорщика всегда быть наготове и вмешиваться во все спорные вопросы времени. A.И. Герцен называл его "бретером диалектики", которыми, подобно средневековым рыцарям, стерегущим храм Богородицы, "спал вооруженным".

И здесь следует подчеркнуть другую, в каком-то смысле, противоположную и главную сторону естественного характера и умственного склада Хомякова, не растекавшегося мыслию в разных областях знания и в интеллектуальном остроумии. За многообразными проявлениями его живого искристого ума таилась глубокая духовная и нравственная сосредоточенность, нерасторжимое единство идей, чувств и воли, незамутненная ясность самых серьезных задач.

"Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь чист"
, —
писал о нем мемуарист Д.Н. Свербеев.

Для понимания не только личности, но и всего духа и смысла творчества Хомякова, уместно будет вспомнить роман И.А. Гончарова "Обрыв", где встречается рассуждение о гармонии умственного и нравственного развития, мощи ума и способности "иметь сердце и дорожить этой силой, если не выше силы ума, то хоть наравне с нею. А пока люди стыдятся этой силы, дорожа "змеиной мудростью" и краснея "голубиной простоты"... пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс".

Если мы обратимся к Хомякову, то и у него встретим сходное понимание прогресса, уяснения которого чрезвычайно актуально в наши дни. Необходимо, подчеркивал он, задавать себе вопрос, "чей прогресс, прогресс чего именно ... может усовершенствоваться наука, а нравы могут упадать и страна опять-таки гибнуть. Где же тут прогресс страны? Прогресс есть слово, требующее субъекта. Без этого субъекта прогресс есть отвлеченность или, лучше сказать, чистая бессмыслица".

XX век является, несомненно, временем наибольшего разрыва между развитием научно-технической мощи человека и утратой нравственного "субъекта" прогресса. Становится все очевиднее, что если жизнь отдельного человека и целой нации ограничивается материальными интересами и диктуется сиюминутными претензиями, а не освящается абсолютными идеалами и не опирается на многовековые традиции, то она подвергается опасности загнивания и уничтожения.

В таком контексте личностный и творческий опыт Хомякова, по словам П.А. Флоренского, "самого чистого и самого благородного из великих людей новой русской истории", трудно переоценить. Именно соединение змеиной мудрости и голубиной простоты позволяло ему отличать мнимое просвещение от истинного, определять содержание подлинного прогресса. Поэтому следует сказать несколько спор о тех свойствах" его личности, которые неотъемлемы от неповторимого своеобразия его мысли.

Многие современники отмечали изначальную цельность мировоззрения Хомякова, отсутствие даже в юности сомнений и исканий. Ю.Ф. Самарин, испытавший в молодости его решающее воздействие, писал: "Для людей, сохранивших в себе чуткость неповрежденного религиозного смысла, но запутавшихся в противоречиях и раздвоившихся душою. Хомяков был своего эмансипатором; он выводил их на простор, на свет Божий, возвращал им цельность религиозного сознания". Главную причину такого состояния личности своего старшего друга, ее воздействия на окружающих Самарин видел в том, что тот с раннего детства до последней минуты "жил в Церкви", составлял ее живую частицу.

Именно жизнь в Церкви придавала вселенский богословский и историософский масштаб и одновременно насущную мудрость и трезвость мысли Хомякова, что позволяло ему верно оценивать разные явления в окружающем мире, их возможные перспективы и судьбы. Так, Православие, в котором христианство отразилось "в полноте, т.е. в тождестве единства и свободы, проявляемом в законе духовной любви", он считал подлинным источником истинного просвещения. Такое просвещение есть "просветление всего духовного состава в человеке или народе. Оно может соединяться с наукою, ибо наука есть одно из его явлений, но оно сильно и без наукообразного значения; наука же бессильна и ничтожна без него".

С другой стороны, если брать судьбоносные для России споры славянофилов и западников, то Хомяков призывал отстранить "всякую мысль" о том, будто возвращение к старине сделалось нашей мечтою... Но путь пройденный должен определять и будущее направление. Если с дороги сбились, первая задача - воротиться на дорогу". Глубинное течение мысли Хомякова определяется не самочинным поклонением старине, тем более не заимствованием любого "нового". "Старое", а точнее вечное, необходимо для сохранения серьезного душевного лада, лучших духовных традиций, той столбовой дороги, которая определяет нравственное состояние личности и общества. Ведь равнодушие к правде и нравственному добру способно "отравить целое поколение и погубить многие, за ним следующие", разложить государственную и общественную жизнь. Поэтому нравственное достоинство должно определять решение всяких гражданских вопросов. Макиавеллистскому политиканству Хомяков противопоставляет нравственный историзм, обеспечивающий жизнеспособность человеческого существования: "Безнаказанно нельзя смешивать общественную задачу с политикой... Со времен революции существует (хотя, разумеется, существует издавна) нелепое учение, смешивающее жизни общества государственного с его формальным образом. Это учение так глубоко пустило свои корни, что оно служит основанием самому протестантству политическому (коммунизму или социализму), разрастающему задачу общества только новою формою, враждебною прежним Нормам, но в сущности тождественное с ними... Перевоспитать общество, оторвать его совершенно от вопроса политического и заставить его заняться самим собой, понять свою пустоту, свой эгоизм и свою слабость — вот дело истинного просвещения".

В решении насущных задач такого просвещения Хомяков отводит большую роль мудрому консерватизму, устойчивым традициям, непреходящим национальным ценностям, на основе которых только и могут получить успешное развитие новые достижения и прогрессивные изменения. Для сопоставления животворного традиционализма и нигилистического новаторства он использовал значительно расширенное истолкование деятельности английских партий ториев и вигов как двух сил, по-разному ориентирующих общество. Вигизм для него есть "одностороннее развитие личного ума, отрешающегося от преданий и исторической жизни общества", от характерной для торизма опоры на религию, древние обычаи, семейное воспитание, классическое образование и берущего за основу эгоистические стимулы поведения, материальную выгоду, чисто внешний, технический прогресс. Между тем без гармонического сочетания "старого" и "нового", их органического врастания друг в друга невозможно подлинно нравственное и прочное преуспеяние народа: "Всякое государство или общество гражданское состоит из двух начал: из живого исторического, в котором заключается вся жизненность общества, и из рассудочного, умозрительного, которое само по себе ничего создать не может, но мало-помалу приводит в порядок, иногда отстраняет, иногда развивает основное, т.е. живое, начало. Это англичане назвали, впрочем, без сознания, торизмом и вигизмом. Беды, когда земля делает из себя источник задач и выкидывает все корни и отпрыски своего исторического дерева".

По убеждению Хомякова, русские виги в лице Петра Великого и его последователей опрометчиво отбросили корневые ценности отечественного торизма — "Кремль, Киев, Саровскую пустынь, народный быт с его песнями и обрядами и по преимуществу общину сельскую". А это в перспективе грозило социальными напряжениями и кровавыми катастрофами, что и было подтверждено дальнейшей историей.

Философско-исторические и социально-нравственные выводы Хомякова не только глубоки, но и чрезвычайно актуальны, а их духовное и практическое освоение в наше смутное и переходное время может принести действительную пользу. Его мысли о соборности как о "свободной и разумной любви", о любви как должном состоянии личности и "высшем законе" во взаимоотношениях людей, о нигилизме "умственной жизни" без "жизни нравственной", а юриспруденции без оживляющей ее совести, о противопоставленности основанного на вере "цельного знания" ("живознания", "зрячего разума") и разлагающе-раздробляющего позитивизма отвлеченного рассудка, об "иранстве" и "кушитстсве" как двух противоположных (духовного и вещественного) принципов мировой истории, о росте "мерзости административности" при снижении роли соборного и земского начал и многие другие могут служить путеводной нитью для того, чтобы задуматься над истинным направлением разрешения кажущихся неразрешимыми проблем. Хомяков сформулировал много "законов" духовной жизни, и реальное постижение (и практическое осуществление проповедниками всяческого добра и света) хотя бы одного из них (вроде нижеследующего: "высшее начало, искаженное, становится ниже низшего, выражающегося в целости и стройной последовательности") способно во многом изменить нашу жизнь.

Борис Тарасов, Русское воскресение
Прыг: 01 02 03