ПУБЛИКАЦИИ >> ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА

Сергей Чапнин: Атеизм мы уже проходили

Автор: Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»

В общественно-политической жизни произошло событие неожиданное и, пожалуй, тревожное. Впервые в постсоветской России политическая партия открыто выступает с атеистических позиций. И это, как ни странно, не старые коммунисты, а молодые либералы — партия «Правое дело», завершившая в июне свой ребрендинг.

Напомню, в конце июня экономист Владислав Иноземцев, один из авторов новой программы партии, сделал жесткое заявление: «Будущее России я вижу на пути преодоления необразованности, догматизма и мракобесия <...> Пришло время возразить против насаждения в преимущественно атеистической стране примитивной религиозности, которая стала в наши дни масштабным бизнес-проектом. Попам не место в школах, армии и государственных учреждениях». Разве что цитаты про «опиум для народа» не хватает. С другой стороны, ее отсутствие можно объяснить: затаскали. Можно и что-то более свежее подобрать. Например: «Партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства, отравляющего сознание трудящихся масс» (Сталин).

Лидер правой партии Михаил Прохоров публично продолжил эту линию: «Когда некоторые члены РПЦ начинают влезать в мирские дела <...> это ненормально. Поэтому пусть занимаются тем, чем им должно заниматься (духовной жизнью), а мирскими делами займемся мы сами». Только вот где начинается и где заканчивается «духовная жизнь», Прохоров забыл указать. Может быть, высказывание лидера «Правого дела» стоит понимать так: в некоторых сферах общественной жизни лично он не хочет видеть Церковь. «Мы сами» — тоже смелое утверждение, ясно раскрывающее самосознание русских миллиардеров: «Мы умные, образованные, богатые. Мы хотим править Россией, ни с кем не советуясь и ни на кого не оглядываясь».

Возможна ли такая позиция? Да, возможна. Как возможно и то, что некоторые граждане (и не только православные) не хотят видеть самого Прохорова в российской политике. Это катастрофа? Нет, не катастрофа до тех пор, пока какая-либо из этих позиций не противоречит общественному благу.

Прекратить войну

Есть ли хоть что-то положительное в словах Иноземцева и Прохорова? Да, в одном я могу с ними согласиться: с «насаждением примитивной религиозности» действительно необходимо вести борьбу. Однако и эффективные средства для этого хорошо известны — духовное просвещение и религиозное образование. Государство, как известно, с этим не справится, только Церковь при поддержке государства. Так что лозунг «попам не место в школах» прямо противоречит предшествующему утверждению.

Желание построить стену между духовной жизнью и «мирскими делами» еще более удивляет. Россия уже экспериментировала с выдавливанием христианского идеала из пространства общественной жизни. Как мы помним, получилась жестокая диктатура. Без опоры на христианское понимание свободы и ответственности либерализм как таковой вряд ли возможен. Разводя по разным углам духовную жизнь и «мирские дела», Прохоров не сможет решить и ту задачу, которую он поставил в своей речи на партийном съезде, говоря о преодолении раскола нации: «Мы должны прекратить гражданскую войну, которая идет уже почти 100 лет. В 1917 г. мы разделили наших граждан на “своих” и “врагов”. И с тех пор репрессии, гулаги, разделение людей по национальному и социальному статусу, продолжающийся отъезд наших граждан из России — все это продолжение в холодном виде той самой гражданской войны».

Слова хорошие, важные и… очень наивные. Он собирается «прекратить войну», но тут же заявляет о разделении нации на «своих» (только мы будем заниматься мирскими делами) и «врагов» (пусть занимаются только духовной жизнью)? Слова о примирении так словами и останутся, если не будут осознаны как смысловая, и прежде всего духовная, задача нации. Она не под силу ни одной из политических сил, только всем вместе. Причем у Церкви здесь особая роль: ведь это единственный легитимный институт, сохранивший преемственность с исторической «несоветской» Россией. Есть и еще ряд условий, прежде всего — осуждение не только отдельных преступлений большевиков, но и коммунизма как преступного режима. Готова ли к этому нация? Если нет, то «наша историческая задача», заявленная Прохоровым, невыполнима. А если да, то где и кто будет источником легитимности для такого осуждения, если само государство считает себя преемником СССР, а Церковь исключена из общественно-политического пространства.

Религия и политика: исторические приключения

Но вернемся к идее разделения духовного и мирского. Провозвестники полной секуляризации и прогресса, жившие сто лет назад, были бы крайне разочарованы, глядя на современный нам мир. Публицист и богослов Александр Кырлежев объясняет это так: «Изгнание религии и “религиозного Бога” из политического управления жизнью — не что иное, как историческое приключение. Это попытка запретить людям допускать в свое политическое воображение религиозные образы и символы, заставить их политически верить только в “безрелигиозных богов”. Это, конечно, абсурдное требование, потому что поле символической реальности неделимо по существу. В конечном счете неважно, какие символы работают, — важно, какие “боги” эффективнее управляют политическим воображением: у них и власть».

Не пустить религию в политику можно только в одном случае. Сказать, что в жизни общества место «бога» уже кем-то занято. Как это можно сделать? Назначить или сконструировать «своего бога». Этим «богом» может стать и человек вообще («человек — это звучит гордо»), а может и конкретный человек, который для некоторых «живее всех живых». Вам не кажется, что это уже было и плохо кончилось? И далее Кырлежев: «Нет никакого возврата, никакого реванша религии в так называемом современном мире. Религия всегда была — и всегда была самым тесным образом связана с политическим и с политикой <...> Религиозное сознание включено в обширную сферу воображаемого (идей, убеждений, представлений, символов, образов…), и невозможно изгнать из этой сферы религиозное».

Кому и зачем это нужно

Если попытаться понять лидеров «Правого дела», то возникают три версии происходящего. Первая: вполне возможно, что Прохоров как эффективный менеджер критически оценивает результаты нынешней политики государства в отношении Церкви. Есть идеи, программы, законодательные инициативы, но в итоге все это половинчато, недоделано. Если в этой ситуации он склонен во всех проблемах винить саму Церковь и полностью оправдывать государство, то он не видит реального положения дел. Государственно-церковные отношения развиваются трудно, с каждым годом порождая новые противоречия и проблемы. Наибольшее сопротивление встречается на уровне чиновников среднего звена в различных министерствах и ведомствах. Думаю, опыт взаимодействия с властью у крупного бизнеса, к которому принадлежит Прохоров, очень схожий, но это же не повод отказаться от сотрудничества с государством. Если бизнес не ставит себе такие задачи, почему бизнесмены осуждают за это Церковь?

Надо признать, что и Церковь не всегда занимает внятную позицию. Это касается и диалога с государством, и представления своей позиции в публичном пространстве. Однако давайте попробуем мыслить по аналогии. Если государство у нас «плохое», то его институты надо исправлять и развивать. Никто не призывает от него отказаться. Почему же тогда разговоры о «плохой» Церкви ведут к таким радикальным заявлениям?

Вторая версия. «Правое дело» устроило провокацию с целью оседлать новый тренд — антиклерикальный. Он вполне удобен, так как явно связан с протестными настроениями. Опыт многих стран показывает, что либерализм сам по себе в реальной политике достаточно слаб. Он обретает силу только тогда, когда соединяется, например, с национализмом (из последних примеров — Грузия). В России боятся использовать энергию национализма в официальной политике, поэтому приходится искать заменители.

Третья версия. «Правое дело» получило задание подготовить новую публичную фигуру, которая будет введена в правительство с целью открыто озвучить антирелигиозную политику государства. С точки зрения широты идейного спектра тех, кто представлен во власти, необходим новый человек, который будет антиклерикально настроен и не будет этого скрывать. Не имеет никакого значения, пройдет «Правое дело» в Госдуму или нет: сам Прохоров может получить высокий пост в правительстве как награду за участие в выборах. Тогда появится возможность вести диалог с Церковью с таких позиций, которые прежде были невозможны. Раньше интриги против Церкви плели под ковром, а через полгода можно будет открыто давить на Церковь руками, например, нового вице-премьера Михаила Прохорова.

Эта публикация основана на статье «Духовная жизнь: Либерализм плюс атеизм» из газеты «Ведомости» от 03.08.2011, №142 (2908)

ПУБЛИКАЦИИ >> ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ

Как преодолеть «межнациональную рознь»

Автор: Родион Часовников

Или: Русский дом образцового содержания.

С некоторой периодичностью, не слишком часто русский народ посещает чувство национального достоинства, стремление к единству на основе лучших свершений в нашей общей истории, на основе культурной, религиозной, этнической общности. Как правило, этому единению, патриотическому подъему, пробуждению народного гения способствуют тяжелые факторы внешней интервенции, порабощения, внутреннего упадка, кризис эгоистического бессмысленного и безбожного существования. И тогда из пепла возникают русский дух и Святая Русь. Не музейные и лубочные, а реальные, величественные, способные к созиданию.

Но, как в известных анекдотах, пока русскому по лицу не ударят, в душу не плюнут, дом не сожгут – никакой активности не ждите…

У маленьких (по численности) народов это устроено по-другому. Опасность порабощения, поглощения, рассеяния, утраты корней у них постоянно рядом. Чуть-чуть недосмотрел – и нет народа.

Никого не удивляют культурные центры, общественные организации таких маленьких (по численности) народов. А вот русские, собравшиеся в русскую организацию числом больше трех – уже какое-то напряжение вызывают в среде русофобов, овладевших толерантным новоязом.

Весьма распространенным явлением в нашей повседневной жизни, особенно в высказываниях власти и СМИ стала подмена понятий, причиной которой являются как софизмы (намеренные логические ошибки), так и влияние навязанных западных «демократических» стереотипов. Это особенно касается вопросов, связанных с идеологией, межнациональными отношениями, ценностными ориентирами, культурой, самоопределением.

Начальным условием решения какой-либо проблемы является ее осознание, понимание слов и понятий, ее описывающих.

Сегодня, безусловно, есть большие проблемы в плоскости межнациональных отношений в России. Подход к их анализу может быть научно-историческим. Но такой подход объединит узкую группу специалистов и не затронет широкий круг наших сограждан.

Другой подход – апелляция к общеизвестным фактам и здравому смыслу. Начнем с малого.

Уголовный кодекс Российской Федерации трактует «возбуждение межнациона́льной ненависти, вражды», как действия, направленные на возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.

Разве вызывающее поведение ряда этнических групп с Кавказа в городах центральной России, демонстрация сплоченности, силы и агрессии, перекрывание московских дорог на исламские праздники, праздное поведение нигде не работающей молодежи из диаспор перед глазами русских пенсионеров и бедняков, убийства русских ребят организованными этническими группами, драки бесчисленных приезжих из бывших советских республик, хамское поведение горячих джигитов на российских автомобильных дорогах - разве все это не те самые действия, направленные на возбуждение национальной, расовой вражды, унижение национального достоинства?

Вспомните, до какой истерии довели перекосы политкорректности, толерантности и иных проявлений социально-политического лицемерия в США. Темнокожие граждане при любом намеке на несогласие с их позицией или на осуждение их поведения начинают кричать о том, что причиной всему их цвет кожи, в то время, как причиной может являться их наглость, провокационные поступки, отсутствие культуры (деликатности, предупредительности), проявление неуважения к окружающим и т.д.

В американских фильмах обязательно присутствие положительных «афроамериканцев», даже если речь идет о средневековых рыцарях или о советской тюрьме, где представителей негроидной расы не было.

Историческая правда вместе со здравым смыслом теперь ограничены новыми правилами толерантности.

Еще совсем недавно в советских школах Ленина и КПСС умудрялись вплести в учебники по математике или по физике. Эти смешные натяжки были заметны и не так глубоко поражали мозг и сердце, как сегодняшние ляпы политкорректности.

Если в телевизионном шоу соберется несколько русских православных людей, чтобы обсудить насущные проблемы современной жизни, то посыплются организованные звонки «возмущенных» граждан: «А где представители других национальностей и вероисповеданий?».

Российские мусульмане, иудеи и немногочисленные католики пользуются и зарубежной поддержкой, и разнообразными кассами взаимопомощи, и собственным потенциалом. Они сами прекрасно решают свои вопросы, они не нуждаются в нашей помощи для этого и в нашей оглядке. Так и многие национальности, проживающие на территории Российской Федерации, имеют весьма широкие финансовые, административные, организационные и иные ресурсы.

Другое дело некоторые малочисленные, исчезающие, вымирающие народы, которым необходима особая государственная поддержка и поддержка со стороны русского народа. Алеуты, Карелы, Поморы, Эвенки, Ительмены, Манси и многие другие… Они осознают себя самостоятельными народами. У них свои языки, но численность их убывает, условия жизни препятствуют сохранению уникальных культур, устоев, традиций. Они действительно нуждаются в помощи. Нужны национальные школы, музеи, СМИ, предприятия и организации, представители во власти и в общественных объединениях.

Новостные ленты различных СМИ пестрят странными сообщениями следующего типа: «Мировое сообщество обеспокоено обострением межнациональных конфликтов в России».

Конфликты на национальной почве инициируются, финансируются и планируются преимущественно извне. Все цветные революции с участием националистических групп, создание оплачиваемой нестабильности в странах и «горячих» регионах с использованием экстремистских сил, раскачивание социальных, национальных, экономических, религиозных и политических факторов с целью ослабления государств и их элит, разобщения народов – это, как говорится, давний и успешный бизнес нашего наиболее вероятного «союзника» по борьбе с мировым терроризмом. Здесь уместна старая шутка: «США последовательно борется за установление демократии во всех странах, где есть нефть». Поэтому дико даже говорить о международной обеспокоенности или об обеспокоенности мирового сообщества. Собственно, словосочетание «мировое сообщество» мне не представляется адекватным, ясным и позитивным, как не представляются безусловными благами: «демократия», «прогресс», членство в ВТО и полет на Юпитер.

Каждый народ, каждая нация, особенно нация с большой историей и культурой имеет, подобно личности, свои специфические особенности, оттенки характера, манеры. Здесь, как в человеке – и хорошее и дурное, и понятное всем и странное для других, и достоинства и чудачества. Утверждать, что все одинаковы, или, что различия не имеют какого-либо значения, - значит грешить против очевидной правды. Иные люди или народы между собой отличаются не меньше чем баклажан от подснежника. Не учитывать различия, значит не уважать нацию – свою или чужую. Если мы приезжаем в чужую страну, мы изучаем особенности культуры, поведения, религиозности той нации, которая доминирует в этой стране. А есть такие страны, куда без специалиста или «проводника» лучше вовсе не соваться. И все равно мы оцениваем эти различия через призму своего опыта, своего понимания, своей культуры. То есть снаружи мы видим не то же самое, что видится изнутри. Мы не проникаем, за редким исключением, в глубины мотиваций, в причины сложившихся стереотипов. Так называемые национальные анекдоты в советский период – пример поверхностности этой оценки. Но они, в то же время и пример стремления постигнуть, и подтверждение некоторых очевидных, зримых со стороны особенностей. Еврейская лавка, немецкая пунктуальность, армянское радио, чукотская юрта, русский, немец и поляк в замкнутом пространстве, француз и женщины, англичанин и Темза, грузин и автомобиль, русский с кем-нибудь на острове и т.д. Объемные образы. И кто скажет, что они не помогают восприятию? Но мы на почве демократии стоим на грани запрета этого замечательного фольклора, как при прежнем режиме запрещались политические анекдоты, тоже, кстати, довольно меткие.

При этом искусственно преувеличена проблема «русского экстремизма». И дело не в том, что мне и моим знакомым ни разу не встречались организованные группы русских экстремистов. Организованные группы русских людей – вообще редкость.

Дело в том, что мне почти не встречались русские правозащитники. Речь не идет о юристах. Речь идет о такой особой категории людей, которые так и называются: «правозащитники». Опять же речь не идет о национальности правозащитников, об их паспорте или самоидентификации. Речь о том, что мне не встречались случаи, когда правозащитник выступил на защиту интересов русского человека, чье национальное достоинство унижено, ущемлено или попирается. Я слышал, что есть у нас такие правозащитники, как Абрамкин, Альтшулер, Боннер, Бернштам, Гинзбург, Джемилев, Зисельс, Мейман, Новодворская, Чалидзе, Щаранский, Шмидт. Наверное, есть еще и другие. Мне просто не известно - сколько их, и кто ведет реестр. Вот хочу собраться с силами и обратиться к ним с заявлением о защите прав русского народа. О признании геноцида русских во время Великой Отечественной Войны, о признании ущемления интересов русского народа в пользу ряда других народов Советским Правительством. О защите русских от засилья этнических банд-формирований на территории современной России, о противодействии западному сектантству на территории РФ, о защите национальных ценностей большинства. Как думаете, поддержат?

Глобальным природным, социальным, политическим или экономическим явлениям почти всегда можно найти соответствие в быту, в нашей повседневной понятной жизни. Используя модели, принято упрощать исследование многих вопросов, которые кажутся сложными. Всякий образ будет не точен и не совершенен, но тем не менее, если он выбран разумно – он способен приблизить к пониманию, к преодолению путаницы и неправды.

Народы, входившие в состав Российской Империи, оказались в ней в силу различных обстоятельств. Кто-то попросился сам, кто-то влился органично, кто-то воевал против России и был побежден… Вне зависимости от того, какова была история формирования национального состава нашей земли, сегодня мы все проживаем совместно, рядом, на одном государственном пространстве, на одной исторической территории, разделенной на регионы. Уместным представляется образ большого дома, где проживают разные семьи – народы, нации, этносы. Российская Федерация намного меньше исторической России, меньше Российской Империи, меньше Советского Союза. Это урезанная и расхищенная земля. Наши предки построили, сохранили, не раз отстояли и отвоевали огромный и богатый дом, а наши современники часть его распродали, часть промотали. Но вот есть все еще довольно большой дом, а в нем много квартир. Какие-то квартиры побольше, какие-то поменьше, какие-то просторные, на лучшем этаже, лучше отделаны, какие-то с меньшими удобствами - в силу ряда исторически сложившихся причин. И вот в своей квартире домовладелец, представитель семьи, построившей дом, который занимает самую большую площадь, периодически собирает в гости всех квартиросъемщиков, ответственных и безответственных, чтобы обсудить вопросы содержания дома, оплаты коммунальных услуг, благоустройства площадки. Много разных вопросов: уборка, дежурство по подъездам, безопасность, парковка, шумные соседи из других домов… Люди приходят в гости, садятся за общий стол, у них может быть совместная трапеза, а потом бал. При каких условиях эти встречи будут проходить в конструктивной, доброй, нормальной атмосфере и результативно? Конечно, если и хозяин и все гости ведут себя подобающе, достойно, степенно. Если гости не перебивают хозяина и друг друга, не произносят тосты, пока их не объявят, никого не толкают локтями, не навязывают собственный протокол поведения. Если гости приходят делиться лучшим, несут хорошие подарки. В данном случае, если народы, населяющие Россию, привносят не проявление своей самости, не попытку самоутверждения любой ценой, подчас доходящую до крайних, неприемлемых форм, а привносят свою культуру. Вспомним советский период – как мы все любили замечательных творческих людей (артистов, писателей, режиссеров, художников) самых разных национальностей, воспринимая их одновременно, как часть русской культуры, и как проявление богатства и особенностей тех народов, которые они представляли. Это было, когда они делились культурой, мыслью, плодами своего творчества.

Когда в большой квартире начнется бал и объявят, скажем, вальс, то не надо танцевать лезгинку или сиртаки. Надо предложить хозяину, и быть может, лезгинку тоже объявят. А если не объявят, то в этот раз ее вовсе не надо танцевать. У себя в квартире можно в любое время по своему усмотрению, лишь бы не разбудить соседей.

Но если в квартире, куда хозяин пригласил своих гостей, наступает какой-то конфликт? Например, гости начали безобразничать, нарушать протокол, мусорить, игнорировать пожелания хозяина, то хозяин вправе их пресечь, вправе, может быть, попросить их из своей квартиры. А если гости начинают бушевать, например, постреливать или играть ножичками? В этом случае, наверное, хозяин вызовет милицию. И еще как-то вправе будет защитить свое жилище. А если какой-то квартиросъемщик нарушает покой всего дома, то жильцы могут собраться вместе и провести разъяснительную работу.

Москва или Санкт-Петербург – это большие комнаты русской квартиры, а Владимир, Псков или Новгород – это комнаты поменьше все той же русской квартиры. А Махачкала – большая комната дагестанской квартиры, Нальчик – Кабардинской и т.д. И межнациональных конфликтов не будет там, где люди чувствуют себя хозяевами в своих квартирах, вместе заботятся об образцовом содержании всего дома, заезжают друг к другу в гости, ведут себя подобающе, не танцуют на московской площади лезгинку, а на махачкалинской - камаринскую, если только об этом не просили местные жители, или это не согласованное мероприятие.

Недоумения возникают нередко в силу того, что мы превращаем в мантру и в заклинания некие косвенные и спорные понятия. «Многонациональная», «многоконфессиональная», «секулярная» – это все вторичные и не слишком точные признаки, которые никак не определяют ключевые свойства нашей Родины. Что значит многонациональная Россия? Это значит, что национальностей много? Действительно много этносов, нация - одна. Но в России бесспорно свыше 2/3 русского населения, что делает страну, скорее, мононациональной по существующим международным критериям.

Многоконфессиональная – может быть. Только конфессий не слишком много, если речь идет о традиционных верованиях, если не считать тоталитарные секты, изуверские культы и молодежные субкультуры. В иудейском государстве Израиль, который никто не называет многоконфессиональным, в одном Иерусалиме конфессий больше, чем на всей территории России.

Секулярное государство… Это же не означает запрет православным русским детям в русских школах изучать основы православной культуры? А то некоторые академики так это поняли…

Не будут уважать тот народ, даже если он культурнообразующий, даже если он в большинстве, который не уважает сам себя, который не понуждает уважать себя другие народы. У нас сейчас другого характера политика. Мы начинаем, как в русских сказках, кормить дракона – кто больше требует почтения, средств, правовой защиты, кто угрожает нестабильностью, кто больше «мяса» пытается оторвать, тому мы больше и отдаем, на поводу у того и идем. И тем самым держим неустойчивый мир, неустойчивое «равновесие». Но из тех же русских сказок мы знаем, что «коровы» для прокорма дракона могут закончиться, а аппетит может еще вырасти. Это путь тупиковый.

Сделать равновесие устойчивым, а межнациональные отношения достойными и взаимоприемлемыми можно только при условии подъема и укрепления самосознания русского народа, при условии формирования уважения к тому народу, который ценой собственных невероятных жертв даровал многим другим народам свободу, благополучие, а подчас и саму жизнь.

Недавно в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, на одном представительном форуме, посвященном семейным ценностям, мне довелось слушать выступление министра культуры Александра Авдеева. Когда министр культуры произносит публично «я одел галстук», а затем рассказывает, как русские эмигранты, посещающие синагогу, костел и мечеть наилучшим образом хранят русские традиции, возникает ощущение, что он не говорит по-русски и не мыслит по-русски. Наверное, с появлением новых словарей под редакцией новых министров «кофе» – это оно, или даже она. А группу русских эмигрантов, вернувшихся из мечети, легко представить исполняющими среди друзей в салонной атмосфере романсы Даргомыжского.

Есть другое важное министерство. Министерство образования и науки. Проект реформы образования предусматривает исключение русского языка из числа обязательных предметов в школьной программе. Министр образования Андрей Фурсенко выступал также против преподавания курса «Основы православной культуры». Когда такие базовые элементы нашей идентичности, как язык или изучение духовных оснований народной жизни встречают неуважение на таком высоком уровне, нужно бить тревогу.

Язык теснейшим образом связан с культурой, национальным характером, религиозностью народа. Столетия и тысячелетия развития, умственной деятельности, становления бытовых устоев, философии, духовных ценностей запечатлены и передаются с языком. Для тех, кто хочет уничтожить какую-то нацию, ее язык - первейший враг. На сегодняшний день изменение русского языка – основа информационной войны против русского народа. Язык, хранящий правду, имеющий ясные и точные нравственные понятия опасен для цивилизации эгоистического рабства. В Америке уже нельзя говорить черный-белый, толстый-худой, богатый-бедный. Скоро нельзя будет говорить мужчина-женщина. Вообще никакой правды нельзя будет говорить. Сегодня идеал положительного героя в США - многодетный темнокожий гей - сектант- инвалид, психопат, больной СПИДом и депрессией, бывший раньше женщиной. Тут уже любой взгляд на него можно расценивать, как дискриминацию. Но это не наш идеал. Не нужно нам это псевдосмирение, раболепство перед спорными или не ясными для нас самих понятиями.

Недавно мне в руки попал словарь Даля, переизданный пару лет назад. На вид репринтное издание. Все очень похоже. Такой же как и был, в дорогой обложке. И даже страницы состарены искусно. Открываю, а целого ряда понятий в нем нет, и не указано - на каком этапе наступила цензура, на каком этапе вымарали целый ряд слов. Очень быстро это происходит, на наших глазах. И мы даже не успеваем этого заметить. А если вспомнить те понятия, которые в этом словаре существовали, замечаешь, что мир гораздо меньше нуждался во лжи. И при этом народы жили существенно более мирно. Получается, что наступление невежества и новояза, как проявление агрессии лжи, сопровождается нарастанием межнациональной розни, а называние вещей своими именами, в частности, содействует миру и сосуществованию народов. Поэтому, хранение русского языка, произнесение слов правды чрезвычайно важно для того, чтобы просто не потерять всяческие ориентиры.

И еще одно. На центральных каналах российского телевидения, в эфире российских радиостанций, на страницах российских изданий наблюдается немыслимое число авторов, ведущих, обозревателей, не скрывающих своей ненависти к России, к русскому народу, к православию, к нашей истории. Ложь, насмешки, прямые русофобские заявления стали едва ли не нормой отечественного эфира. Познер или Ерофеев – яркие тому примеры. Так, Владимир Познер в интервью журналу «Cher Ami» заявил, что православие — один из главных ступоров на пути прогресса в России, что «православие — самая закрытая и темная среди всех христианских религий», что «одна из величайших трагедий для России — принятие православия», что «Русская Православная Церковь нанесла колоссальный вред России». Виктор Ерофеев пошел дальше. В его сборнике «Энциклопедия русской души» содержатся следующие тезисы: «Русских надо бить палкой. Русских надо расстреливать.

Русских надо размазывать по стене. Иначе они перестанут быть русскими.

… Русские - позорная нация... Они не умеют работать систематически и систематически думать. По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские долгое время были прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада… Русские любят время от времени поглядеть на повешенных. На трупы. Русских это будоражит. У русских нет жизненных принципов. Русский невменяем… Россию надо держать под колпаком. Пусть грезит придушенной. Русские - самые настоящие паразиты.»

Подобные «публицисты» не стесняются в хамских, экстремистских, неприемлемых выражениях произносить свои домыслы, клеветать на русский народ, попирать ногами наши святыни, расшатывать те самые устои, которые мы пытаемся как-то удерживать. Представьте такую ситуацию в США, в Греции, в Азербайджане или в Туркменистане. Или в Израиле. Выйдет в эфир такой «свободомыслящий» автор и заявит, что все неприятности у израильского народа из-за иудаизма, что культура национальная так себе, что пора ориентироваться на образцы получше. Сколько он продержится в эфире, в стране, на свободе? Что с ним будет через полчаса или даже быстрее? А здесь у нас какая-то односторонняя толерантность. Один народ, который можно унижать безнаказанно – русский народ.

Нужно прекратить преступную подмену понятий, прекратить антирусские компании, прикрывающиеся односторонней трактовкой международного и российского законодательства. Национальная политика должна быть пропорциональной. Справедливо, демократично и законно учитывать на всех уровнях бесспорное численное большинство русского народа в России, его роль в создании культуры и государственности России, его историческое право на достойное проживание на своей земле. И учитывать это необходимо во всем: в формировании представительных и исполнительных органов власти, в отношении к языку и религиозности, в системе образования, в государственных программах, в ориентирах СМИ, в подходе к межнациональным отношениям, - во всем. Справедливо – это не поровну. Справедливо – это честно. Иногда честность и справедливость требует пересмотра ошибочных или нечестных решений, допущенных за последние десятилетия не один раз.

ПУБЛИКАЦИИ >> РОССИЯ И МИР

Глобальные вызовы и угрозы национальной безопасности

В настоящее время среди новых глобальных вызов и угроз стабильного развития человечества особо следует выделить следующие: природные бедствия, угроза техносуицида, кризис мировоззрений, геодемографические вызовы, противоборство вокруг Евразии, информационная война, а также «традиционные» войны и терроризм.

Исторический генезис земной цивилизации органически вплетен в глобальный контекст эволюции природы, которая имеет циклический характер. Установлено, что имеющие место на планете географические, исторические и общественные явления наступают не спорадически и произвольно, они находятся в органическом единстве с определенными физическими явле­ниями окружающего мира. Метафизическое измерение фундаментальных качеств пространства и времени позволяет отслеживать и выявлять наиболее серьезные угрозы и опасности для су­ществования земной цивилизации в различные периоды развития мировой истории. Исходя из того, что безопасные пути эволюции земной цивилизации органически связаны с устойчи­востью биосферы планеты в целом и взаимной обусловленностью существования в ней всех биологических видов, важно не только пони­мать природу природно-климатических анома­лий и катаклизмов, но и видеть пути спасения и выживания человечества перед лицом геоло­гических угроз.

Согласно существующим прогнозам, уже в обозримом будущем произойдет очередная смена глобального историко-метрического цикла. В результате человечество столкнется с кардинальными геофизическими изменениями на планете Земля [1]. По оценкам специалистов, природно-климатические катаклизмы приведут к изменению географической конфигурации отдельных стран, подвижкам в состоянии среды обитания и этнокормящих ландшафтов. Обычными явлениями станут затопления обширных территорий, увеличение площади морских ак­ваторий, эрозия почв, рост числа безжизненных пространств, например пустынь. Изменение условий среды обитания, в частности продолжительности светового дня, характеристик осадков, состояния этнокормящего ландшафта и т. д., будет активно влиять на особенности био­химического обмена, формирование формата подсознания и менталитета людей.

За последние 800 лет уже отмечен самый стремительный рост температуры на Земле. В течение последних 30 лет резко возросли испарения океанов, что особенно пагубно влияет на мировой климат. Прогнозируется, что в сравнении с 1990 годом к 2100 году рост тем­пературы составит от 1,7 до 4,4 градуса. По оценкам представителей международ­ной научной общественности, в частности экс­пертов International Alert, вызываемые измене­нием климата эрозия почв, повышение уровня мирового океана, таяние ледников и усиление штормов и ураганов приведет к социальным ка­таклизмам и вспышкам вооруженных конфликтов в большей части Азии, Африки и Латинской Америки. Настоящие апокалипсисы прогнози­руются в отношении целого ряда крупнейших мегаполисов Земли, расположенных в прибрежной зоне крупных рек, морей и мировых океа­нов. Климатические расчеты прочат значитель­ный рост смертности от жары, дефицита воды, продовольствия и медикаментов. Стихийные опустошительные пожары и гигантские волны сделают невозможным дальнейшее пребывание в городах и вызовут массовую миграцию насе­ления.

В современном мире природно-климатические аномалии все чаще дестабилизируют обстановку и вносят существенные корректи­вы в повседневную жизнь государств и народов мира. В настоящее время ситуация осложняется усилением влияния антропогенного фактора на состояние окружающей среды. Многие ученые связывают с этим, прежде всего, заметное потепление климата на Земле. С глобальными природно-климатическими изменениями ученые связывают нарастание конфликтов в мире, прежде всего, из-за доступа к природным ресурсам. Так, в частности, прогнозируется, что в результате глобального потепления будет облегчен доступ к энергоресурсам, которыми бо­гата Арктика. В условиях нарастания дефицита мировых ресурсов уже сегодня между ведущи­ми странами мира начинает обостряться борьба вокруг Арктики.

Согласно проведенным исследованиям, на нашей планете наибольшую устойчивость к природным катаклизмам и аномалиям по-прежнему будет сохранять континент Евразия и в первую очередь современная территория Российской Федерации. По сравнению с другими странами, Россия в меньшей степени пострадает от катастрофических последствий природных изменений на Земле. Ожидается, что общее потепление климата будет способствовать регене­рации природно-климатической среды обитания, увеличению многообразия фауны и флоры на отдельных территориях России. Глобальные изменения благотворно скажутся на плодородии земель Урала и Сибири. Однако действие этих факторов продлится недолго — порядка трех десятилетий. А потом положительный эффект глобального потепления сойдет на нет. При этом территория России вряд ли избежит больших и малых затоплений, роста степных зон и полупустынь.

В целом, грядущие природно-климатиче­ские изменения в мире, которые несут в себе се­рьезную опасность самому существованию народов мира, требуют от государств и правительств уже сегодня быть готовыми действовать в кри­зисных условиях эволюции земной цивилиза­ции. В мире постепенно начинают осознавать, что проблемы уязвимости нынешней экологиче­ской системы Земли и Солнца, приобрели ранг глобальных угроз и требуют немедленного раз­решения.

1. Угроза техносуицида

В мировой истории технологическому прогрессу принадлежит ведущая роль в развитии земной цивилизации. С ним связаны все основные достижения человечества. Технологический про­гресс способствовал росту благосостояния и уровня жизни людей. Между тем, сегодня так называемый мировой прогресс объективно вступил в глубокое противоречие с природными законами сущест­вования и эволюции земной цивилизации.

Современное массовое промышленное производство в мире сопровождается массирован­ным выбросом в атмосферу углекислого газа. Около 30 % всех выбросов дает наземный транспорт. В результате происходит отравление био­сферы и разогрев приземных слоев атмосферы, а главное — абсолютное снижение массы атмосферного кислорода. Таким образом, сегодня «призрак» парникового эффекта превращается в реальность.

Сегодня мировой прогресс постепенно превращается из фактора развития человечества в угрозу для его дальнейшего существования. При этом потребительское миро­воззрение, которое является идеологическим прикрытием рыночной экспансии транснациональных компании (ТНК) мире, представляет все возрастающую угрозу не только национальным государствам и народам, но и самому западному сообществу. По оценкам специалистов, даже начавшийся переход человечества на инновационные пути развития не способен полностью переломить негативные тенденции «мирового прогресса». В условиях стремительного роста народонаселения на фоне деградации среды обитания, обострения экологического и энергетического кризисов, нарастания социально-демографических противоречий в мире все труднее становится прогнозировать радужное будущее землян.

Ситуация усугубляется нарастанием техногенных катастроф и бедствий, которые являются прямым следствием антиприродного и разрушительного по своей сути «мирового прогресса». Обыденными явлениями становятся крушения поездов, падения самолетов, аварии на дорогах и коммуникациях, разрушения

Угроза техносуиида в мире объективно способствует появлению нового глобального водораздела в идеологической сфере в международном сообществе. Серьезную конкуренцию современным социальным, национальным и религиозным идеологическим доктринам мо­гут составить экологические доктрины народов Земли, которые способны объединить в глобаль­ном масштабе всех поборников защиты и со­хранения естественной среды обитания. Таким образом, появляется реальная возможность объединения эколого-культурных движений мира на принципах активного противостояния стратегии неоглобализма и экспансии потребительско-гедонистической идеологии.

2. Кризис мировоззрений

В настоящее время дальше всех «отдалилась» от системы сакральных (природных) знаний и представлений «западно-христианская» («технологическая») цивилизация. Дело в том, что изначально она складывалась, прежде всего, как субъективное отражение свое­го географического положения, была нацелена исключительно на технологический прогресс, создание общества потребления и наслажде­ний, покорение и подчинение себе Природы. В результате современные познания о мире имеют отношение к сакральным лишь с точки зрения естествоиспытаний. Поэтому исследования всего комплекса субъективистской преобразовательной деятельности человека (философия, история, психология и другие науки) являются, по сути, «профаническими» и отражают многообразие субъективизма в мышлении людей. При этом главное отличие состоит в том, что современные научные подходы всячески стремятся утвердить независимость наук, в том числе и друг от друга, а сакральная наука базируется на основополагающих метафизических принципах, с которыми традиционные учения соотносятся как частные приложения. При этом традиционные науки не только призваны связать между собой со­вокупность иерархических знаний, привести их к единству в универсальном синтезе, но и рассматриваются в качестве первичных позна­ний на пути уяснения человеком космологии и метафизики.

Причиной такого положения в современной науке также является нарастание дисбаланса человеческой двойственности. Научные исследования в своем большинстве бывают связаны с чувственным мироощущением, миром материи и нацелены на удовлетворение либо интересов потребления, либо обусловлены идеологическими соображениями, геополитическими и политическими целями. По этой причине современная «профаническая» область челове­ческих знаний (история, философия, социология и др.) ограничена нижним уровнем реальности бытия и практически не имеет связи с трансцендентной истиной.

В то же время в сфере естественных наук имеется немало исследований, где ученые выходят за рамки научной отрасли знаний и стре­мятся к всеобъемлющему толкованию жизни на Земле в контексте законов Природы. В сфере общественной мысли процесс поиска путей реабилитации, преданных забвению трансцендентных принципов и традиционных учений сакральной науки стал активизироваться по мере осознания отдельными людьми, политическими и религиозными организациями всей пагубно­сти господствующих сегодня в мире тенденций развития земной цивилизации.

В настоящее время из всех целостных научных взглядов, в наибольшей степени приближающихся к принципам сакральной науки, можно рассматривать религиозные учения. Такие религии, как христианство, ислам, иудаизм, буддизм, православие, конфуцианство, индуизм изначально являлись субъективной попыткой этнополитических элит мира с метафизической точки зрения ответить на принципиальные вопросы эволюции человечества применительно к развитию конкретных гео­графических культур. Религия, будучи автономной системой, тесно связана с этнокультурной традицией, причем, такая связь главным образом базируется на опыте сотен поколений, постулатах непререкаемости местных авторитетов. Все это придает религи­озным нормам и местному праву сакральный характер и тем превращает их в жесткий стан­дарт поведения, в обязательный стереотип мышления людей.

В свете вышеизложенного в современном мире особую актуальность приобретает вопрос «слияния» в единое органическое целое науки, религии, искусства и общественной мысли. Если наука, что называется, «будет знать», а религии вернется вся ее нравственная сила, тогда искусство жизни и творчества смогут возродиться, а человек начнет действовать с новой дополни­тельной энергией.

В мировой истории роль религиозного начала в формировании генетического кода цивилизации значительна, так как религия определяет наиболее фундаментальные аспекты любой культуры. Значение кода, которое незаметно в пе­риоды спокойного стабильного существования, резко возрастает в ситуации кризиса, когда он оказывает жесткое сопротивление и не дает окончательно распасться культуре и соци­альной общности, тем самым, выполняя важ­ную охранительную и интегрирующую роль. Западно-христианская и восточные цивилизации с различными генетическими кодами, отражавшими их уникальное и специфическое развитие, изначально были как два полюса исторического генезиса человечества. Будучи противоположностями одной реальности они выражали два взгляда на жизнь.

Глобальный мировой кризис, который вызван феноменом неограниченного расширения производства и потребления, еще больше обнажил сущность глобального противоборства двух векторов исторического разви­тия человечества. В настоящее время как никогда раньше стало очевидным, что спасение и выживание человечества не может лежать на путях безудержной гонки потребления и получения наслаждений. Вместе с тем нельзя отрицать, что современный мир един и целостен в геополитическом и сакрально-мифологическом плане. Несмотря на очевидную противоположность друг другу демократического Запада и традиционного Востока, «богатого» Запада и «бедного» Юга, будущее планеты возможно только на условиях гармонизации интересов модернизации, с одной стороны, и сохранения традиций и самобытности народов, с другой.

По мнению ученых-метафизиков, сакральные знания и представления, развитые и обосно­ванные в тесном взаимодействии с современной естественной наукой, позволяют понять метафизические основы мироустройства. Сакральные знания — это ключ к пониманию нового витка циклической эволюции планеты, метафизических основ мироздания, благодаря которым современная наука сможет развернуться от расчленения тела Природы и уничтожения чело­вечества к синтезу, народы — от разъединения к объединению, религии — от вражды и многобожия к высшей единой троице — Человек — Природа — Космос.

3. Геодемографические вызовы

Нынешние экстремальные перегрузки среды обитания земной цивилизации происходят на фоне кардинальных геодемографических изменений в мире. За последнее столетие население Земли увеличилось почти в пять раз. По прогнозам специалистов, к середине XXI века оно вырастет до 9 млрд. человек. Самыми высокими темпами будет увеличиваться население Африки, Азии, Центральной и Южной Америки, Австралии и Океании. К середине столетия среди самых многонаселенных стран окажутся Индия — 1 млрд. 529 млн. человек, Китай — 1 млрд. 478 млн., США —349 млн., Пакистан — 349 млн., Индонезия — 312 млн., Нигерия — 244 млн., Бразилия — 244 млн., Бангладеш — 213 млн., Эфиопия — 170 млн., Мексика — 147 млн., Филиппины — 131 млн., Вьетнам — 127 млн. Около 100 млн. человек будет проживать в России, Египте, Иране, Японии, Турции [2].

При этом наибольшее число крупных эт­носов будет сосредоточено по афро-азиатской «дуге нестабильности». Именно в Азии и на се­вере Африки будет проживать каждый пятый житель планеты. Именно здесь уже сегодня воз­никает сильное демографическое напряжение, которое способно оказать существенное влияние на геополитическую обстановку и баланс сил в мире. Все это убедительно свидетельствует о том, что в мире происходит настоящая геодемографическая революция.

Сегодня уже очевидно дальнейшее преоб­ладание в мире представителей индуистской, конфуцианской, мусульманской, африканской и латиноамериканской цивилизаций. В связи с этим особую обеспокоенность вызывает ката­строфически падающая численность представи­телей белой расы, которая сыграла важнейшую роль в историческом генезисе земной цивили­зации.

Еще одной проблемой геодемографического порядка следует считать стремительный рост населения городов мира. В настоящее время общая численность городского населения примерно 3 млрд. 500 млн. человек — сравня­лась с количеством жителей мировой деревни. Изменение соотношения городского и дере­венского населения в мире непосредственно влияет на характер и содержание мировых гео­политических, экономических, общественных, культурных и других процессов.

Серьезную опасность для судеб мира представляют мегамиграции. В настоящее время об­щая численность мигрантов в мире превышает 200 млн. человек. Иммигранты, прежде всего, выход­цы из стран «бедного Юга», в массовом порядке устремляются, прежде всего, в крупнейшие мега­полисы мира, сосредоточенные преимуществен­но на Севере Евразии и Америки. Именно здесь в наибольшей степени представлены все мате­риальные и «духовно-культурные» достижения «мирового прогресса».

Несмотря на то, что перенаселенность планеты представляет собой серьезную угрозу будущему человечества, в настоящее время немалую озабоченность международной общественности вызывают и планы искусственного сокращения численности «лишнего» населения мира. В прессе уже появились сообщения о намерении ТНК содействовать уменьшению населения к 2050 году на 3 млрд. человек и более.

В настоящее время межрегиональный демографический дисбаланс вырастает в одну из основных проблем современности. Уже к сере­дине столетия может завершиться почти 500-летнее владычество Запада в мире. Пиком его влияния на мировые дела можно считать начало XX века, когда в западных странах проживало 32 % населения Земли. К настоящему времени доля жителей стран Запада в масштабах планеты упала до 16 %. Прогнозируется, что к концу текущего столетия этот показатель сократится до 2-3 процентов.

Дальнейшее мировое развитие все боль­ше будут определять возрастающее и новое количество активных геополитических и геоэкономических субъектов международных отношений. К традиционным центрам силы добавились Китай, Индия, Бразилия, Иран. На подходе Малайзия, Индонезия, Бангладеш, Мексика. Все эти страны располагают значи­тельным демографическим потенциалом. Уже в обозримом будущем ВВП развивающихся стран превысит ВВП развитых государств мира по паритету покупательной способности. В результате новый виток конкуренции — за ресурсы и рынки сбыта. По прогнозам специалистов, основной вклад в высокую мировую динамику экономики будут вносить Китай и Индия— новые лидеры глоба­лизации. К 2020 году по доле в мировом объеме ВВП в число ведущих стран мира войдут: КНР, США, Индия, Япония, Россия, Германия, Бразилия. Новые мировые центры силы зай­мут ведущие роли в сфере инноваций. В 2020 году на Китай будет приходиться 20 % мирово­го НИОКР, а на все страны Азии — 45 %, в то время как на США -28%.

Рост глобального населения, нарастающие процессы урбанизации в странах «третьего мира», развал традиционных укладов жизни и массовая миграция населения в мире сопровождается резким увеличением антропогенного давления на среду обитания вообще и природные ресурсы Земли в частности. В период до 2020 года общее потребление первичных энергоресурсов в мире возрастет примерно в 1,3 раза. Две трети этого увеличения придутся на развивающиеся страны.

Нарастающий геодемографический дисбаланс усугубляется дальнейшим социальным расслоением в мире. Мировой кризис 2008 года еще больше усугубил эти тенденции. По оценкам экспертов Word Institute for Development Economics Research при ООН, половина богатства всего мира (в расчет взяты имущество и финансовые активы людей) сосредоточена в руках 2 % населения Земли. На долю беднейшего населения, которое со­ставляет демографическое большинство пла­неты и преимущественно проживает в странах Азии, Африки, Латинской Америки, приходится лишь 1 % мирового благосостояния.

В целом, геодемографические изменения и дисбалансы свидетельствуют о наступлении очередного кризисного этапа эволюции земной цивилизации, которым характерны не только природно-климатические аномалии, но и техногенные катаклизмы, и массовые социальные революции потрясения. Таким образом, успешное преодоление человечеством трудностей угрожаемого периода своего развития становится сегодня важнейшим императивом времени.

4. Противоборство вокруг Евразии

Исчезновение с геополитической карты мира стран социализма во главе с Советским Союзом не привело к прекращению глобального противоборства между Востоком и Западом. Более того, в современных условиях наблюдается дальнейшее обострение международной обстановки в этой парадигме географических координат. В настоящее время США и Англия в борьбе за овладение природными ресурсами и новыми рынками сбыта целенаправленно и последовательно реализуют политику неоглобализма. Особенно жесткое геополитическое противоборство разворачивается на материке Евразия. В контексте совре­менных геологических прогнозов оно приобретает особое значение.

Дело в том, что на самом большом материке планеты имеется разнообразный географический ландшафт, богатейшая фауна и флора, сосредоточена основная часть всех мировых природных ресурсов. Здесь находится «главная кладовая Земли» — Сибирь. Евразия распола­гает наиболее разветвленной сетью континентальных транснациональных коммуникаций, развитым технологическим потенциалом. На континенте проживает большинство населения планеты, представители пяти евразийских цивилизаций (индуистской, конфуцианской, исламской, западно-христианской, православно-славянской (восточно-христианской) из общего числа 7-8 мировых цивилизаций.

Между тем сегодня на Евразию приходится около 80 % всех международных конфлик­тов и локальных войн. При этом большинство из них спровоцировано или привнесено извне [3]. Нынешняя геополитическая экспансия Запада продиктована стремлением ТНК создать на материке Евразия новые, более безопасные, географические плацдармы для обеспечения жизнедеятельности представителей трансконтинентальных политических элит и функционирования инфраструктур их обслуживания.

Главная цель атлантической геостратегии на континенте – это Китай, который, превратившись в «мировую фабрику ширпотреба», все больше претендует на роль мировой сверхдержавы. Вокруг этой страны ведется «двойная игра». С одной стороны, атлантические геостратеги рассматривают «геостратегическое сотрудничество» [4] между Китаем и США в качестве эффективного инструмента установления контроля над всем материком Евразия, решения глобальных финансово-экономических проблем, а с другой – закрывает глаза на планы США блокировать Китай и подорвать основы его территориальной целостности. Подобраться к КНР удобнее всего как раз через контроль над государствами Средней Азии, а также СУАР и Тибет, которые географически примыкают к этому региону и, где сильны сепаратистские настроения в пользу отделения от Китая.

В целях изменения всей геополитической конфигурации на материке Евразия имеются планы создания новых военных баз НАТО, а также не сняты с повестки дня задачи: разжигания этно-религиозных и межцивилизационных конфликтов, провоцирование «цветных революции»; провоцирования появления на мировой карте ранее непризнанных и вообще несуществующих государств. Здесь, в частности, речь может идти о дезинтеграции отдельных государств, уязвимых с точки зрения государственной состоятельности, к их числу относятся и некоторые республики бывшего СССР. Из прессы известно о существовании проектов возникновения таких государственных образований как Курдистан, Белуджистан, Пуштунистан и др. Таким образом, достигается главная цель - дестабилизации обстановки в обширном регионе Центральной Азии. По взглядом атлантических геостратегов, именно во многом, с помощью инициированного ими управляемого хаоса можно будет запустить процессы переформатирования геополитической карты Евразии по западным лекалам.

Острые межцивилизационные процессы сегодня протекают в европейской части континента Евразия. Сегодня здесь наблюдается дальнейшее обострение геополитического противоборства между основными евразийскими цивилизациями, в частности западно-христианской, исламской и православной (восточно-христианской). В последнее время заметно осложнились отношения внутри самой западно-христиан­ской цивилизации. Сегодня открыто конкурируют друг с другом евроатлантический вектор в лице США, Великобритании, Израиля и др. и евроконтинентальная тенденция (Франция, Германия, Италия) нынешней общеевропейской интеграции. В качестве противовеса евро-континентальным тенденциям является политика искусственного усиления в составе Европейского Союза новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря. Они призваны стать проводниками атлантической геостратегии в европейских структурах.

Немалую озабоченность европейской общественности вызывают шаги США по противодействию развитию связей между Западной Европой и Россией, прежде всего, в энергетической и других сферах. В этих же целях не оставлены планы формирования Балтийско-Черноморской конфедерации под эгидой США. Здесь главным союзником США и Великобритании выступает официальная Варшава. Наиболее последовательные сторонники США в Польше сегодня вновь преследуется цель возрождения времен Речи Посполитой, под контролем которой когда-то находилась значительная часть территории «Исторической России», стран Балтии и др.

Жесткое межцивилизационное противоборство в Евразии наиболее наглядно проявляется на постсоветском пространстве. Планы англо-американской геостратегии в отношении этого региона евразийского континента предусматривают, прежде всего, изменение конфигурации политических сил и формата влас­ти во многих странах СНГ и, в первую очередь, в России. Речь идет о перекройке государственных границ новых суверенных стран, со­здании новых военно-политических союзов антироссийской направленности. При этом геополитические оппоненты исходят из того, что установление контроля над постсоветским пространством и территорией России открыва­ет дорогу к установлению нового мирового по­рядка в планетарном масштабе.

В целом, нынешнее состояние нестабильности и конфликтности в Евразии чревато не­предсказуемыми последствиями для судеб мира и требует от ведущих евразийских стран объ­единения усилий, большей консолидации и со­лидарности в деле противодействия вмешатель­ству извне, обеспечения безопасности на самом большом континенте планеты Земля. В стремлении реализовать свои стратегические планы Запад исходит из того, что только целенаправленное сдерживание морально-психологического, экономического и военно-политического возрождения России позволит им окончательно выиграть геополитическую войну на всем постсоветском пространстве и на континенте Евразия в целом.

5. Психотронная война

В современном мире неотъемлемым атрибутом «мирового прогресса» давно уже является информационное измерение международной жизни. Информационный фактор, который превратился в геополитический феномен, во многом детерминирует характер и содержание эволюции земной цивилизации, развитие взаимоотношений между государствами и отдельными народами. Современная общественно-политическая жизнь в большинстве стран мира протекает в органическом единстве с информационно-коммуникативными процессами в обществе. При этом все чаще виртуальная информация подменяет собой реальные общественные события и явления. Сегодня происходит переход от манипулирования сознанием отдельных личностей к программированию сознания отдельных этнических, религиозных и социальных групп.

В современном мире избыточный объем виртуальной информации деструктивного, необъективного и опасного характера подрывает основы информационной безопасности многих государств. Засилье рекламы в СМИ провоцирует извлечение прибыли всеми доступными методами, получение все новых удовольствий и наслаждений, в конечном счете, делает людей заложниками безудержной гонки тотального потребления.

Информационное оружие, не уничтожая противника физически, подрывает его мораль­ный дух, что создает важнейшие предпосыл­ки для достижения окончательной победы. Наглядным примером эффективности информационного оружия можно рассматривать крушение СССР в результате длительной «холодной войны», спецоперацию США «Буря в пустыне» в Ираке, действия против Югославии, Афганистана, информационное противоборство в период агрессии Грузии против Южной Осетии в 2008 году.

В настоящее время перманентные информационно-психологические войны рассматриваются как вид военных действий. При этом театром войны выступают информационные сети, а основным видом обеспечения – «вал информационного мусора». Информационно-психологическая война ведется по двух основным направлениям: война смыслов и война нервов. Главным объектом атаки выступает разум, включая: память, мышление и волю людей. В качестве основного оружия используются так называемые эгрегоры – мыслеформы и симулякры - ложные идеологемы, своеобразные ловушки.

Складывающаяся сегодня виртуальная действительность в сети Интернет, субъектами и объектами которой ежегодно становятся все новые и новые миллионы людей, насыщена избыточной, во многом искаженной и необъ­ективной информацией. Она, скорее, уводит пользователей Интернета от реальной жизни, чем приближает их к пониманию истинных процессов в мире и отдельных странах. Одновременно, глобальная сеть Интернет — это уникальный инструментарий отслеживания политической и деловой активности, контроля за настроениями и мыслями людей, прежде всего молодежи, поиска и выявления перспективных идей и технологий. Кроме того, это средство самореализации вне реальности потенциальных конкурентов в бизнесе и борьбе за власть, предоставление им возможности «выпустить пар» недовольства и протеста против действующей власти.

В современном мире информационно-психологическая борьба активно ведется в интересах установления контроля над территориями, ресурсами и народами, достижения превосходства в интеллектуальной сфере, доминирования в культурной и духовной областях жизни мировых цивилизаций. Психотронные войны существенно отличаются от «горячих». Они ведутся, прежде всего, в целях установления контроля над душами, умами и сердцами людей, а значит территориями, властными ресурсами, государствами. Тот, кто контролирует общественное сознание, сможет получить все: власть, богатство, знания… [5].

В настоящее время к средствам виртуально-информационного воздействия все чаще относят специальные манипуляции в финансовой сфере. Дело в том, что своего рода родовым пятном эпохи глобализма является виртуальная мировая экономика (ВМЭ). Она функционирует не столько по экономическим законам, сколько в силу политических решений. Действие ВМЭ направлено на перераспределение финансовых, материальных, сырьевых и других ресурсов в пользу отдельных государств и международных ТНК. Доля виртуальных финансовых ценностей превышает 90 % от общего мирового рынка. Еще в середине прошлого столетия этот показатель не достигал 50 %. Только объем финансовых фьючерсов на нефть превышает объем «физической» нефти (в ценовом выражении) в сотни раз. Так как вздувание финансового рынка происходит чисто спекулятивным путем и не имеет никакой реальной связи с производством товаров и услуг, возникает «финансовый пузырь», который неизбежно лопается.

В современном мире сохраняется устойчивая тенденция стремительного нарастания виртуально-информационных вызовов и угроз [6]. Сегодня уже в российской и зарубежной прессе заговорили о явлении социальной сингулярности. По мнению ученых, она представляет собой синтез трех технологий: искусственного интеллекта, нанотехнологий и молекулярной биологии. В связи с этим прогнозируется, что уже к 2016-2020 годам человечество сможет начать самостоятельно проектировать свое жиз­неустройство вне контекста законов земной Природы. Таким образом, оно обеспечит себя необходимым и достаточным количеством ре­сурсов, сделает жизнь миллионов и миллионов людей вечной и счастливой. Если такое произойдет, а нынешняя логика эволюции земной цивилизации прямо указывает на возможность такой глобальной трансформации, человечество, возможно, первоначально лишь наиболее продвинутая его часть, перейдет в качественно новое состояние своей эволюции. Но это уже будет другая история и другая цивилизация на планете Земля.

6. Войны и терроризм

Несмотря на изменение характера и содержа­ния глобального противоборства в мире, число «горячих» войн и конфликтов не уменьшается. Большинство из них — это локальные войны между соседними государствами и военные опе­рации США и их ближайших союзников против отдельных стран, правительства которых стремятся проводить независимую политику. По оценкам специалистов, большинство вооруженных столкновений и конфликтов в мире спровоцировано извне и имеют непосредственное отношение к планам изменения геополитической картины мира в целях построения нового мирового порядка.

В настоящее время мировая общественность является свидетелем серии «революций» и вооруженных конфликтов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, которые возникли не без вмешательства извне. Аналогичные угрозы со стороны Запада существуют сегодня для целого ряда других неза­висимых государств, в частности, Ирана, Северной Кореи, Сомали, Белоруссии и некоторых других стран мира. При этом, как показывает опыт вооруженного вмешательства Запада во внутренние дела Югославии, Ирака, Ливии и др., союзники по НАТО не исключают массированное применение войск. Как свидетельствует недавняя история, современные войны носят высокотехнологичный характер.

В современном мире еще одной угрозой для человечества становится деятельность сил международного терроризма. Сами по себе террористические акты не являются какими-то новыми явлениями в истории развития государств и народов. Изначально терроризм был взят на вооружение теми организациями и людьми, которые в политической борьбе за власть игнорировали законные методы и активно прибегали к убийству своих политических оппонентов. В стремлении достичь своих целей они не гнушались использовать самые грязные методы. В мировой истории хорошо известны случаи вмешательства одних стран во внутренние дела других стран с использованием профессиональных террористов.

Несмотря на активное противодействие меж­дународному терроризму со стороны государств и народов, его действия становятся все более це­ленаправленными и точечными. В современном мире регулярными и обыденными явлениями остаются захват государственных, религиозных, общественных деятелей, журналистов и крупных бизнесменов в качестве заложников, угон воз­душных и морских кораблей, взрывы государст­венных учреждений, деловых и культурных центров, нападения на военные объекты и пра­воохранительные организации государств.

Нельзя не признать, что международный терроризм не мог возникнуть на пустом месте. В значительной мере проявления терроризма были вызваны геополитической экспансией в мире со стороны Запада, навязыванием наци­ональным государствам и традиционным об­ществам чуждых им идеалов технологической цивилизации, в частности ценностей массовой культуры, психологии потребления, наслаждений и удовольствий.

Во многом, благодаря умелому информационному манипулированию протестными настроениями в странах «третьего мира», западным спецслужбам удалось превратить явления международного терроризма в своеобразный идеологический фантом. Сегодня под его при­крытием реализуется политика неоглобализма, провоцируются войны и конфликты, дестаби­лизируется обстановка в самых различных регионах мира.

В настоящее время действия сил международного терроризма серьезно под­рывают основы международной безопасности, ведут к дестабилизации обстановки в важней­ших регионах мира, угрожают жизни простых граждан. При этом явления международного терроризма все больше приобретают массовый характер и грозят окончательно выйти из-под контроля своих покровителей, что представля­ет особую опасность для судеб мира. Поэтому целенаправленная коллективная борьба госу­дарств и народов, международных институтов и общественности, прежде всего, с причинами, порождающими явления терроризма, приобре­тает особое значение.

Современные глобальные вызовы представляют собой прямую угрозу национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации. Поэтому крайне важно всесторонне учитывать весь спектр международных угроз при разработке Стратегии – 2020, которая сегодня находится в стадии пересмотра и доработки, а также в других концептуальных документа государства, в том числе, в Военной доктрине РФ.


[1] Российский путь. М.: РГТЭУ, 2007. С.19.

[2] Российский путь. М.: РГТЭУ, 2007.СС.30-31.

[3] См.: Российский путь. М.: РГТЭУ, 2007.С.35

[4] См.: Бжезинский З. «Двойка», способная изменить мир / «The Financial Times». 2009. 14.01.

[5] См.: Кассе Этьен. Третья мировая психотронная война. Санкт-Петербург, ИГ «Невский проспект» Издательство Вектор. 2007. СС.2-3.

[6] См.: Воробьевский Ю.Ю. Сетевые войны.

Прыг: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10
Скок: 10